Профилактика утомления в спорте

Эффективное управление учебно-тренировочным процессом невозможно без учета влияния доз психических и физических нагрузок на организм спортсмена на “короткое” и более “длительное” время. Незнание механизмов адаптационного процесса и особенностей кумулятивного эффекта может привести спортсменов к таким явлениям, как перенапряжение, переутомление, перетренированность и др.

Учет динамики психических и физических качеств в учебно-тренировочном процессе в мезоцикле (большом цикле) спортивной тренировки способствует предотвращению такого явления, как переутомление и перетренированность, если при этом использовать активный отдых как средство подготовки.

Для предотвращения этого явления необходимо принять целый комплекс мер. В связи с тем что в возникновении переутомления спортсменов (как явления) существенную роль играют психологические и биологические механизмы, предотвращение и лечение его должно быть комплексным, включающим методы психотерапии, фармакотерапии, организационные и психологические мероприятия, индивидуальные наблюдения врача и психолога команды.

Вместе с тем, осознавая степень значимости указанных методов, не следует забывать о первом звене в этой цепи. Это участие тренера, роль и значение которого, как человека, наиболее близко стоящего к спортсмену, первостепенны.

Именно тренер как человек, лучше всех знающий своих воспитанников, может своевременно заметить особенности в поведении спортсмена, выявить отклонения, мешающие ему показать максимальный результат (Синельникова, 1984).

Заметив изменения нервно-психического состояния, тренер имеет возможность поддержать и ободрить спортсмена в такой нужный для него момент. Факт неудачного выступления, бой, проигранный ввиду явного преимущества соперника, и другое всегда являются стрессом для спортсмена (и для тренера), вызывают отрицательные эмоции. Важно, чтобы в это время спортсмен не был один. В своих исследованиях Henschen (1992) предлагает систему мер для тренеров по снижению уровня послесоревновательного стресса.

При необходимости тренер может способствовать преодолению или смягчению проявлений болезненного состояния воспитанника—использовать в качестве основного лечения постановку перед ним реальных задач в достижении конкретной и посильной цели. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с проведением учебно-тренировочного процесса тренер уделял должное внимание воспитанию личности спортсмена, коррекции имеющихся у него отклонений. Прежде всего, важно выработать у спортсмена умение адекватно реагировать на любые жизненные и спортивные ситуации, особенно неудачи, необходимо воспитать у него бойцовские качества, так как именно они позволяют мобилизоваться на достижение максимального спортивного результата. Особенно важна разумная тактика тренера перед соревнованием и в момент секундирования между раундами. Тренер должен помнить, что его эмоции, неуверенность, переживания передаются ученику. Настройка на бой и построение тактического плана боя должны быть четкими и лаконичными, с учетом собственных достоинств и недостатков соперника. Замечания и указания должны быть краткими и информативными (понятными). Не следует давать ученику много советов между раундами и нервничать самому. Особенно важно поведение тренера после соревнований. Рациональный подход, анализ допущенных ошибок и перспективы их устранений позволят спортсмену избежать нервного срыва (особенно при неудачно проведенном старте). Кроме того, нужно научить спортсмена не переоценивать свой успех. “Звездная болезнь”, игнорирование рекомендаций тренера и врача, как правило, очень быстро приводят к серии неудач, что также способствует развитию невроза.

Способы снижения уровня послесоревновательного стресса у спортсменов

  1. Обеспечение положительной (поддерживающей) атмосферы сразу же после соревнования.
  2. Концентрация внимания на эмоциональном состоянии спортсменов, а не на собственном.
  3. Стремление находиться после соревнования вместе с командой.
  4. Обеспечение реальной оценки действий каждого спортсмена.
  5. Беседа со всеми членами команды, даже с теми, кто не принимал участия в соревновании.
  6. Обеспечение совместной деятельности всех членов команды после матча, боя, соревнования (например, ужин всей командой, поход в кино и др.).
  7. Изолируйте спортсменов после соревнования от родителей и друзей.
  8. Не позволяйте членам команды восхищаться своим успехом или впадать в депрессию из-за проигрыша.
  9. Начните психологическую подготовку к поединку с очередным соперником на следующем же тренировочном занятии.

Особое внимание заслуживает вопрос организации быта и отдыха спортсменов в условиях тренировочных сборов и, особенно, в период ответственных соревнований. Направляющая роль тренера должна проявиться в разумном руководстве, организации активного отдыха спортсмена, в умении отвлечь его от навязчивых, подчас изнуряющих мыслей о предстоящих соревнованиях. При этом в равной степени вредны позиции как полного отказа от всех радостей жизни, так и системы предоставления спортсмену полной свободы действия, так как не все спортсмены умеют правильно пользоваться свободным режимом.

Важная роль в предупреждении переутомления принадлежит правильной организации тренировочного процесса. Обязательным условием его должна быть индивидуализация выполняемых нагрузок с учетом функциональных возможностей спортсмена в каждый конкретный отрезок времени.

При этом необходимо принимать во внимание и физиологические особенности, обусловленные возрастом.

В условиях современной системы подготовки, с использованием больших по объему и интенсивности нагрузок и применением 2—3 тренировок в течение дня, чрезвычайно большое значение имеет система восстановительных мероприятий. Эффективность последней будет высока лишь в том случае, если она будет комплексной и включать педагогические, медико-биологические и психологические средства (Готовцев, Дубровский, 1981).

В качестве профилактики и снижения психологического напряжения на спортсменов Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд (1997) предлагают предпринять следующие меры:

  1. Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что спортсмен находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
  2. Общение. Тренерам, спортсменам, судьям, руководителям команд рекомендуется делиться своими чувствами с коллегами, искать у них социальную поддержку. Когда вы делитесь отрицательными чувствами со своими коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.
  3. Использование “тайм-аутов”. Очень важно для обеспечения психического и физического благополучия брать “тайм-аут”, т. е. отдыхать от работы и других нагрузок. Миф о том, что чем больше спортсмен тренируется, тем лучше, все еще распространен в мире спорта. Вместе с тем ежедневная тренировка и соревновательная деятельность ведут к психическому и физическому утомлению. Снижение объема тренировочных нагрузок, а также интенсивность физических упражнений способствуют психическому здоровью.
  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь) значительно снижает уровень стресса, ведущего к “перегоранию”. Перетренированность спортсменов очень часто происходит за счет личной жизни. Определяя реальные цели, спортсмен находит время и для спорта, и для личной жизни, что способствует предупреждению “перегорания”.
  5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей (ими могут быть коллеги), которые могут обеспечить социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения относительно ваших действий.
  6. Контроль последовательных эмоций. Большинство тренеров и спортсменов знают, что необходимо контролировать соревновательное чувство тревожности и напряжения, но мало кто обращает внимание на свои эмоции после соревнований. Эмоции очень часто усиливаются и находят выражение то ли в депрессии, то ли в излишней эмоциональности.
  7. Поддержание высокой спортивной формы. Хронический стресс оказывает воздействие на организм человека, потому очень важно поддерживать высокую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, особенно после соревнований, увеличение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома “перегорания” и “переутомления”.

источник

Данная статья в большей степени будет полезна для людей занимающихся спортом и физкультурой, так как речь пойдет о переутомлении в спорте. Я опишу некоторые «пограничные» состояния возникающие на фоне регулярного физического переутомления, на которое кстати обычно не обращают внимания, и воспринимают как нечто привычное. И в следствии спортивного физического переутомления приобретают более серьезные заболевания.

Избежать подобных последствий можно было бы элементарными средствами, это:

  1. восстановительный массаж
  2. оптимизация режима дня (тренировочный режим, активный пассивный отдых, сон)
  3. оптимизация рациона питания.

Думаю, данная информация будет полезна как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Так как по своему опыту знаю, что большинство профессиональных спортсменов, игнорируют проблемы со здоровьем «выезжая» на волевых качествах характера, а потом когда обращаются к врачу, как говориться «поздно пить боржоми».

• И так с чего начинается физическое переутомление. Откроем учебник по спортивной медицине, и видим следующее.
Как один из распространенных вариантов могу предложить…

В данную категорию физического переутомления и перегрузок у спортсменов , можно отнести следующие предпатологические и патологические состояния, (которые могут возникнуть при неправильном использовании физических нагрузок и наличии сопутствующих факторов риска):

  • переутомление
  • перетренированность
  • перенапряжение ведущих систем организма

Переутомление — состояние, возникающее при постоянно повторяющемся утомлении. Ситуация, когда организм спортсмена в течение определенного времени не восстанавливается от одной тренировки (или соревнования) к другой. Переутомление проявляется в более длительном, чем обычно, сохранении после нагрузки чувства усталости, ухудшении самочувствия, сна, повышенной утомляемости, неустойчивом настроении. Спортивная работоспособность может в целом остаться без существенных изменений либо незначительно снизиться, но становится заметным затруднение в образовании новых двигательных навыков, решении сложных тактических задач, появляются технические погрешности. Могут снизиться спортивные показатели, так же может быть ухудшение координации, удлинение периода восстановления после нагрузок.

• Перетренированность — это уже патологическое состояние, проявляющееся дезадаптацией, нарушением достигнутого в процессе тренировки уровня функциональной готовности, изменением регуляции деятельности систем организма, оптимального взаимоотношения между корой головного мозга и нижележащими отделами нервной системы, двигательным аппаратом и внутренними органами. В основе перетренированности лежит перенапряжение корковых процессов, в связи, с чем ведущими признаками этого состояния являются изменения центральной нервной системы, протекающие по типу неврозов. Большую роль при этом играют и изменения эндокринной сферы, главным образом коры надпочечников и гипофиза. Вторично, вследствие нарушения регуляции, могут возникать изменения функций различных органов и систем.
Предложено выделять I и II типы перетренированности — (А.М. Алавердян с соавт., 1987).

• Чтобы избежать проблем, можно организовать для себя целый комплекс восстановительных процедур, не скажу ни чего нового, это конечно же массаж. Если вы вовремя обратили внимание на данную проблему и еще не нажили себе, к примеру, хроническое перенапряжение опорно — двигательного аппарата, то можно в профилактических целях делать 1 общий расслабляющий массаж в неделю.

Массаж при физическом переутомлении в спорте (да впрочем и не только в спорте) снимет напряжение не только с уставших мышц, но и расслабит нервную систему, выведет продукты распада из переутомленных мышц, что в дальнейшем улучшит Ваши спортивные показатели.

По материалам «Спортивная медицина» Г.А. Макарова

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.

Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.

Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро — и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.

Читайте также:  Преодоление утомления в спорте

Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.

Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред — и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.

Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств ‘следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

источник

Утомляемость — свойство организма в целом или отдельных его частей быть подверженным утомлению. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке (умственной, физической, эмоциональной), зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок.

На основании исследования показателей умственной работоспособности человека (продуктивность, точность, скорость информационного труда) в процессе рабочего дня выделены характерные периоды работоспособности.

Принято считать, что линии работоспособности являются объективным критерием для установления рационального режима рабочего дня.

При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья работа связана с малой подвижностью, чаще страдают от головной боли, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

связанных со значительным физическим напряжением;

требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

связанных с умственным трудом.

При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья работа связана с малой подвижностью, чаще страдают от головной боли, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

связанных со значительным физическим напряжением;

требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

связанных с умственным трудом.

Различают вводную гимнастику, проводимую до начала работы, и физкультурные паузы, физкультминутки, которые выполняются во время перерывов в течение рабочего дня. Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.

Физкультурная пауза (физкультминутка) является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь несколько упражнений комплекса, продолжительность ее до 5-7 минут. Сроки включения физпауз в течение рабочего дня устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов — степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления.

Физические упражнения в комплексах желательно периодически разнообразить, заменяя (примерно 1 раз в 10-14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм. Время проведения физкультурных пауз устанавливают в зависимости от распорядка рабочего дня.

В первой части рабочего дня физкультурную паузу надо делать примерно после трех часов работы, можно проводить ее и во второй половине дня. Занятия гимнастикой проводят, если позволяют условия, непосредственно у рабочих мест, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики должно быть проветрено. Систематическое проведение гимнастики на свежем воздухе позволяет повысить устойчивость организма к переохлаждению. Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Запрещается производить занятия в помещениях при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70%.

Физкультминутки и физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость.

Возможности организации еженедельного отдыха расширяет пятидневная учебная неделя с двумя выходными днями (более длительное пребывание на свежем воздухе, более полноценные занятия физкультурой и спортом). Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нару-. шений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60—80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5—8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5—8 мин.Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829—1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.

Все более актуальным становится научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки студентов, поэтому изыскание новых, научно обоснованных, форм, средств и методов физиче­ского воспитания, соответствующих современным требованиям, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи­ки физического культуры.

Нам представляется, что цели, поставленные перед написанием данного реферата, удалось выполнить: определить роль физической культуры в оптимизации работоспособности, в снижении и профилактике утомляемости.

В процессе работы удалось раскрыть содержание понятия «физическая культура» и определить значимость физической культуры для современного студента, описать мероприятия профилактики утомляемости; установить взаимосвязь питания, сна, правильного дыхания, гигиены умственной деятельности, а также описать факторы и средства, влияющие на эффективность научного труда.

В результате, мы пришли к выводу, что одной из наиболее важных составных частей эффективности научного труда является физическое воспитание, уровень физической подготовки студента, его нервно-эмоциональное и психофизическое состояния.

В настоящее время при организации учебного про­цесса перед каждым высшим учебным заведением ста­вится задача — вести подготовку специалистов на высо­ком уровне с применением самых современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен­ных знаний и умений в практической работе или науч­ных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений невозможно без хорошего состояния здоровья, высокой работоспособности студентов, которые должны приобретаться только при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Таким образом, качество подготовки, в том числе и фи­зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого «молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, поэтому обучение в современном ВУЗе требует серьезного пересмотра отношения студентов к самовоспитанию духовной, нравственной и физической культуры. Знание физиологии и возможностей своего организма, контроль за своими нервно-эмоциональным и психофизическим состояниями, умение сочетать периоды работы и отдыха, правильное планирование своей учебной деятельности и свободного времени, полноценный сон и здоровое питание – важнейшие факторы успешного обучения. Максимальное использование средств физической культуры и воспитания позволяют достичь повышения эффективности учебного труда.

источник

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности труда

Соотношение понятий работоспособности и утомления. Здоровье как непременная составляющая высокой эффективности труда. Роль физической культуры в жизни человека. Принципы организации труда. Формы послерабочего восстановления. Снижение мышечных напряжений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Фитнес что такое утомление

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Красноярский Институт Железнодорожного Транспорта

«Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения»

Дисциплина Физическая культура

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности труда

1. Динамика работоспособности

2. Соотношение понятий работоспособности и утомления

3. Здоровье как непременная составляющая высокой эффективности труда

4. Роль физической культуры в жизни человека

5. Принципы организации труда

6. Средства физической культуры для повышения эффективности труда

7. Формы послерабочего восстановления

физический культура мышечный утомление

Одним из проявлений научно-технической революции является резкое снижение мышечных напряжений в трудовой деятельности человечества. Тенденция к изменению двигательной деятельности человека в процессе труда была замечена около 60 лет назад. Резко усиливаясь, по мере увеличения механизации и автоматизации трудовых процессов, эта тенденция приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой — увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях народного хозяйства. В этих условиях покой как форма отдыха уже не удовлетворяет потребности организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?

Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу, о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы [19].

В конце XIX века отец научной организации труда Фредерик Уинслоу Тейлор написал строки, актуальные и сейчас: «. максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате возможной наивысшей производительности людей и машин предприятия, т. е. лишь в том случае, когда каждый рабочий и каждая машина дают максимальный возможный продукт. Ясно, что … максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате максимальной производительности» [18].

1. Динамика работоспособности

Производительность труда — мера эффективности труда, напрямую связана с уровнем работоспособности. Работоспособность — потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [24]. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда [27].

Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека. Она неодинакова у различных людей, а у одного и того же человека может меняться в пределах определенного времени. Существуют общие закономерности изменения на протяжении рабочего дня.

Степень реализации работоспособности отражается в производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности — это естественные резервы работоспособности человека. Для того, чтобы обоснованно решать вопросы повышения работоспособности, необходимо знать и учитывать особенности организации труда на производстве. Приведение в соответствие психофизиологических возможностей человека с условиями его активности служит физиологической основой научной организации труда [23].

В современных условиях производства уменьшение доли живого труда, относительно общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности труда в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.). Поэтому каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает общественную производительность труда.

При расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом, повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда.

Производительность труда и его интенсивность — две стороны единого процесса, направленные на увеличение продукта труда. И в том и в другом случае увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий уменьшается, то во втором — остается неизменной [23].

В любом виде труда наблюдаются три фазы, которые объясняются особенностями работоспособности центральной нервной системы. Таким образом, динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и длится от 10ч20 мин. до 1ч. [30].

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда [27]. Организм полностью мобилизован для выполнения работы. Этот период оптимальной работоспособности в норме должен быть самым длительным: от 2 до 6 часов, в зависимости от характера труда [30]. К концу этого периода могут наблюдаться элементы утомления, но работоспособность не падает за счет волевых усилий [23].

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда [27].

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов.

2. Соотношение понятий работоспособности и утомления

Утомление — причина временного снижения работоспособности. Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и и спорте [14].

Утомление — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда [3].

Состояние утомления имеет свою динамику, усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). При утомлении может наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки [23].

В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза [22], [15], [14].

Процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом, в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) В опытах И.М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом [8].

Процесс утомления вызывает субъективный симптом, усталость. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток головного мозга. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.

С одной стороны, утомление, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху, препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние. С другой стороны, оно ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. [23].

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление [27]. Предупреждение и ликвидация переутомления заключается в снижении объема и интенсивности выполняемой работы, использовании активного отдыха. Активный отдых наиболее эффективен после работы средней тяжести [28].

Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. В.Н. Волков составил классификацию клинических проявлений утомления (табл.) [5].

Таблица 1. Классификация видов утомления

Наблюдается при игре в шахматы

Наблюдается у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов

Эмоции — неразлучные спутники спортивной деятельности

Отмечается в результате напряженной мышечной деятельности

Физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта [23].

3. Здоровье, как непременная составляющая высокой эффективности труда

Важнейшее условие высокой работоспособности — здоровье.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью [23].

Можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам [16]. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.

Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [23].

При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека [23].

В практической медицине принято различать несколько градаций здоровья:

«Практически здоров» — это такое состояние организма, при котором имеющиеся в состоянии здоровья изменения не влияют на трудоспособность в конкретной профессии [21].

4. Роль физической культуры в жизни человека

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека [9].

Главная цель занятий физической культурой:

— формирование физической культуры личности,

— подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение укрепление здоровья человека [30].

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие [29].

В России оздоровительная направленность физической культуры обусловливает ее связь с различными сторонами жизни и деятельности человека, в том числе с работой на производстве, где занятия физическими упражнениями, подобранными с учетом особенностей трудовых процессов, играют важную роль в повышении производительности труда.

Формы и методы занятий физической культурой на производстве могут быть различными в зависимости от того, где они производятся — непосредственно на предприятии или на спортивных сооружениях во внеслужебное время. Заслуживают особого внимания занятия в рабочих помещениях. При их проведении необходимо выбрать комплекс физических упражнений, который на данном промышленном предприятии оказывает наиболее оздоровительное действие и повышает работоспособность [6].

Специалисты отмечают, что систематическое использование различных форм физической культуры повышает производительность индивидуального и коллективного труда на 5-8% за счет роста активности работающего, быстрого вхождения в рабочий ритм, устойчивой физической и умственной работоспособности, повышенной выносливости, более точной координации движений и профессиональных действий [21].

Благодаря физической культуре создаются предпосылки для эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. [23]. Занимающиеся физической культурой реже болеют, поэтому среди них реже наблюдаются случаи временной потери трудоспособности [21].

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве [23].

Неоспоримо, что физкультура укрепляет мускулатуру. Сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благотворно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость простудным заболеваниям [1].

Общепринято, что рациональная физическая тренировка позволяет быстро и эффективно улучшить самочувствие человека, все виды его работоспособности и повседневной активности, сопротивляемость заболеваниям, психическую стабильность, имидж в целом и др. Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий — т. е. всем тем, что называют рациональным образом жизни [13].

5. Принципы организации труда

Знание основных факторов и проблем повышения производительности труда способствует правильному решению по выполнению комплексных мероприятий системы научной организации труда (НОТ).

Выдающийся русский физиолог Н.Е. Введенский сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда.

Первый принцип. Во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

Второй принцип. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы.

Третий принцип. Нужна привычная последовательность и систематичность деятельности.

Четвертый принцип. Следует правильно чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.

Пятый принцип. Успешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток [23].

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека [30].

Но при этом обязательно следует учитывать, что если физкультурная пауза, как по своей нагрузке, так и по избирательности упражнений не соответствует особенностям труда, его интенсивности и степени утомления, то результат влияния упражнений оказывается отрицательным. Отрицательный эффект проявляется и в том случае, когда производственная гимнастика несвоевременно включается в режим рабочего дня [19].

Упражнения в течение учебного (рабочего) дня обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения.

Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности [2]. Научно обоснованные комплексы физических упражнений, призванных способствовать снятию физического и умственного напряжений человека в период выполнения им трудовой или умственной деятельности есть производственная гимнастика.

6. Средства физической культуры для повышения эффективности труда

Производственная гимнастика или производственная физическая культура (ПФК) — комплексы простейших физических упражнений, включаемые в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, предупреждения утомления трудящихся. Составляются с учётом особенностей трудового процесса. В практике установились две формы П. г.: вводная гимнастика (подготавливающая человека к рабочему дню) и физкультурные паузы (активный отдых) [4].

Цель производственной гимнастики — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи производственной гимнастики:

подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Методика производственной гимнастики находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК [26].

Производственной гимнастике ей отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении рабочего дня. Производственная гимнастика как элемент научной организации труда должна массово и прочно войти в режим трудового дня [7].

Читайте также:  Признаками утомления при выполнении физических упражнений являются

Одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности (феномен активного отдыха И.М. Сеченова). Таким переключением деятельности является производственная гимнастика. Ее значение заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т. д. [12].

Производственной гимнастике принадлежит особое место в оптимизации режима труда и отдыха. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов [25].

Производственная гимнастика имеет следующие основные формы.

Вводная гимнастика направлена на скорейшее включение организма в работу. С ее помощью достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы и привычный рабочий ритм, поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности. Комплексы вводной гимнастики состоят из 6—8 упражнений, выполняемых в течение 5—7 мин в начале рабочего дня [12].

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Хорошо подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. Целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений — от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. Для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5—7 упражнений и проводится в течение 5—7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2—2,5 ч. до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса [12].

Физиологическое значение физкультурных пауз состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентированных перерывов, в восстановлении нарушенных динамических стереотипов и в предупреждении возможного их нарушения. Отсюда следует очень важное положение: назначать перерывы для физкультурных пауз целесообразно в моменты, предшествующие развитию утомления, с тем расчетом, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и сохранить на всем протяжении рабочего дня высокий уровень производительности труда.

Если упражнения для активного отдыха (физкультурной паузы) выбраны правильно, то по закону индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (наводится) торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых. Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах. Исследования показали, что выполнение комплекса физкультурной паузы в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо эффективнее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Это относится как к работе легкой и средней физической тяжести, так и к тяжелой физической работе. Нагрузка в комплексе физкультурной паузы в общем случае нарастает в середине комплекса и затем снова понижается.

Позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе оздоровительных упражнений. Позвоночник играет ключевую роль в здоровье. Физическая выносливость главным образом зависит от состояния позвоночника. Выносливость гораздо важнее мускульной силы [17]. Многие болезни связаны с заболеваниями позвоночника. Они вызываются либо органическим поражением (травмой), либо гипертонусом мышц спины (более 80 % случаев), либо недостатком движений в этом отделе опорно-двигательного аппарата. [28]. Особенно важны наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища [2].

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха и проводятся в течение 1—2 мин, состоят из 2—3 упражнений. Их целью является снижение местного утомления, возникающего, например, при длительном сидении в рабочей позе, сильном напряжении внимания, зрения и т. п. Чаще всего используются в режиме рабочего дня работников умственного труда — до 5 раз, по мере необходимости в активном отдыхе. Их использование не зависит от того, выполняется физкультпауза и вводная гимнастика или нет [12].

Как правило, упражнения подбираются самостоятельно. Их направленность — местное воздействие на наиболее утомленную группу мышц или часть тела. Они призваны эффективно снимать заторможенное состояние с нервных центров, регулирующих тонус отдельных мышечных групп, усиливать кровообращение. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращения головой, плечами, смена позы и т. п. Положение сидя не единственная, но наиболее частая поза у людей умственного труда. При этом происходит нарушение кровообращения — переполняется венозная система брюшной полости, особенно в области таза, и обедняется периферия. Затрудняются условия для дыхания. Многие мышечные группы испытывают длительные статические напряжения, особенно те, которые удерживают голову в наклонном положении. Чтобы нейтрализовать последствия такой позы, необходимо проделывать профилактические упражнения [2].

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20—30 с. Их цель — ослабить утомление.

Физическая нагрузка во время производственной гимнастики зависит от пола, возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся. Поскольку производственный коллектив не однороден, следует ориентироваться на средние показатели по субъективным ощущениям занимающихся во время и после занятий. У них могут возникнуть жалобы на плохое самочувствие, усталость, сердцебиение, головокружение, головную боль и др., а также признаки утомления (покраснение лица, повышенная потливость, одышка и др.). При появлении тех или иных неблагоприятных симптомов необходимо изменить дозировку упражнений — уменьшить темп движений или количество повторений, а при выраженных случаях утомления и жалобах на сердцебиение и головокружение — направить на консультацию к врачу.

К концу рабочего дня основная масса рабочих и служащих ощущает утомление разной выраженности, причем 25 % работающих устают сильно. Не ощущают усталости лишь 20 % трудящихся, а все остальные нуждаются в послерабочем восстановлении сил. Развивающееся общее утомление может быть физическим, нервно-психическим и смешанным. Физическое утомление эффективно снимает купание в теплой воде в течение 15—20 мин. Нервно-психическое снимается динамическими нагрузочными упражнениями, в том числе на тренажерах. При сильно выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном — активным [12].

7. Формы послерабочего восстановления

Восстановительная гимнастика может проводиться сразу после окончания рабочего дня. Если условия труда отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, то восстановительная гимнастика проводится непосредственно на рабочих местах. Комплекс физических упражнений выполняется в течение 7—10 мин и включает 7—9 упражнений.

«Вечерняя гимнастика» — форма восстановительной гимнастики, используется с целью подготовки к переходу ко сну. Она применяется в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникших в ходе трудовой деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях [10].

В последнее время появились разного рода частные методики узкой направленности. Среди большого количества нетрадиционных методик упражнений достойна упоминания «восстановительная статическая гимнастика» имеющая достаточное физиологическое обоснование. Смысл ее в следующем.

В ситуации монотонной, однообразной и длительной работы обычно возникает утомление нервно-психического характера. При этом простого пассивного отдыха для восстановления становится недостаточно. Требуется активизация процессов центрального торможения за счет определенного физического воздействия. При этом относительно слабого и умеренного воздействия на организм и центральную нервную систему оказывается достаточно для ощутимого эффекта.

Автор считает, что физическая активность должна соразмеряться с долей «физического покоя». Для этого предлагается комплекс специально подобранных статических поз (12—15 положений), рассчитанных на 30-40-минутное занятие. Более 100 поз объединены в четыре группы: стоя на коленях или сидя с полусогнутыми ногами, стоя на четвереньках с упором на локти или прямые руки, лежа на животе или на боку, лежа на спине или сидя с прямыми или согнутыми ногами.

Основной особенностью позы является «поддержание неустойчивого равновесия». Выполнение такого типа двигательных заданий возможно как в свободных условиях, так и с дополнительной опорой, специальными подставками.

Характерными особенностями статической гимнастики являются:

отсутствие нагрузочных и технически сложных поз;

особая «внутренняя устойчивость» и сбалансированность поз;

целесообразное сочетание расслабления одних мышечных групп с умеренным статическим напряжением других;

индивидуальная «подгонка» позы методом коррекции до ощущения удобства и комфортности;

направленность на суммарный восстановительный эффект, — что значительно отличает данную систему от других (например, хатха-йоги), где каждая поза (асана) имеет свою адресацию: «от давления», «при заболевании желудка» и т. п. [20].

На многих предприятиях проводят занятия в физкультурно-оздоровительных центрах (ФОЦ), где помимо срочного восстановления работоспособности после окончания работы или во время ее, решаются задачи профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, оздоровления трудящихся, а также развития и поддержания высокого уровня профессионально важных физических и психофизиологических качеств и навыков. Для восстановления в ФОЦ используются водно-температурные средства, средства психофизической регуляции, спортивные тренажеры, пассивные средства воздействия и др.

В ФОЦ обязательно должен быть тренажерный зал. Здесь располагают стенки «Здоровье», велотренажеры для педалирования стоя и сидя, гребные тренажеры, диски вращения, массажеры различного типа, аппараты механотерапии активного и пассивного действия.

Восстановительные занятия могут проводиться на спортивных сооружениях предприятия. Успешно используются для восстановления после работы плавательные бассейны, особенно после тяжелого труда в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях. Занятия также могут проводиться на спортивно-игровых площадках и в спортивных залах.

Для уменьшения влияния неблагоприятных факторов труда применяются профилактическая гимнастика, занятия в профилированных группах здоровья, профилированные самостоятельные занятия.

Профилактическая гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на профилактику конкретных неблагоприятных воздействий различных факторов труда. Этот вид гимнастики проводится в основном во внерабочее время.

В профилированные группы здоровья подбираются работники, подверженные однотипным влияниям определенных факторов труда. Занятия в них организуют по типу урока, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей. Специальные упражнения выполняются в основной части урока.

Профилированные самостоятельные занятия также используются для профилактики влияния вредных производственных факторов. Тренер-преподаватель контролирует нагрузки, подбирает упражнения, определяет методику выполнения.

Занятия профилированными видами спорта проводятся с трудящимися во внерабочее время. Так, для монтажников-высотников такими видами являются гимнастика, акробатика, прыжки в воду и батут; для профессий, требующих тонкой и точной ручной работы, — баскетбол, волейбол, настольный теннис; для профессий водного транспорта — плавание, гребной спорт, акробатика и прыжки на батуте.

При занятиях трудящихся в спортивных секциях лучшие показатели профессиональной работоспособности наблюдаются при двигательной активности в течение 4—6 в неделю.

Более высокий эффект обеспечивается при комплексном использовании физических упражнений [12].

Несмотря на снижение доли мышечных усилий в современном материальном производстве, производительность достаточно многих видов профессионального труда прямо или косвенно остается зависимой от физической дееспособности исполнителей трудовых операций.

В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда [11].

Многообразие форм и методик занятий ПФК свидетельствует о широкой доступности и эффективности используемых в ней упражнений для решения задач оздоровления, напрямую связанных с высокой работоспособностью, высокой эффективностью производства. Внедрение производственной гимнастики не требует капитальных затрат, а ощутимые оздоровительные и экономические результаты занятий можно получить в короткие сроки.

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье — Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1981.

2. Антошин М.В. Организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями: Учебное пособие / М.В. Антошин; — Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов — М.. ПЕР СЭ, 2001.

4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

5. Волков В.Н. «Клиническая оценка утомляемости во врачебно-спортивной практике», Челябинск, 1973.

6. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

7. Григорович Е.С. и др. Производственная гимнастика для работников основных групп умственного труда: Метод. реком. / Е.С. Григорович, А.М. Трофименко, И.Н. Малуха. — Мн.: МГМИ, 2000.

8. Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

9. Краснов Е.А. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль. Методические рекомендации, — СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003.

10. Курс лекций и практические задания по дисциплине. «Теория и методика физического воспитания и спорта»/ Автор-составитель Е.В. Карташова. — Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2011.

11. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006.

12. Лаптев А.П. Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ М.: ФиС, 1990.

13. Менхин Ю.В., Менхин А.В. М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

14. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте — М.: Наука — спорту, 1999.

15. Моногаров В.Д. Утомление в спорте / B.Д. Моногаров. — К., 1986.

16. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Союз, 2000.

17. Позвоночник — ключ к здоровью / Брэгг П.С., Махешварананда С.П., Нордемар Р., Преображенский В. — СпБ: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», ООО «Лейла», 1999.

18. Практические методы повышения производительности труда. — Спб.: 2009.

19. Производственная физическая культура. Учебно-методическое пособие для студентов ИФК, слушателей ФПК, инструкторов по производственной гимнастике и специалистов физической культуры и спорта/Под редакцией Голубевой Г.Н. — Набережные Челны: КамГИФК, 2003.

20. Рейф И.Е. Технология отдыха. Статическая гимнастика как лекарство от усталости. — М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

21. Роженцов, В.В., Полевщиков, М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков — М.: Советский спорт 2006].

22. Розенблат, В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. — М.: Медицина, 1975.

23. Рябинин С.П. Физическая культура: Учебное пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / С.П. Рябинин; КрИЖТ ИрГУПС. — Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998.

25. Спортивный-справочник-2011. Здоровым быть здорово! /Комитет по физкультуре и спорту г. Волгодонска.

26. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А.В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

27. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001.

28. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. — М.: Твт дивизион, 2006.

29. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

30. Физическая культура: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

Роль физической культуры в современном обществе. Анализ рынка труда в сфере физической культуры. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности. Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 15.12.2008

Значение физической культуры в профессиональной работоспособности. Физическая культура как профилактика заболеваний и травматизма. Характеристика производственной гимнастики, ее роль в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

реферат [44,3 K], добавлен 22.06.2012

Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

реферат [37,4 K], добавлен 28.04.2013

Понятие и виды здоровья. Система функциональных резервов организма. Элементы здорового образа жизни: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.

реферат [24,5 K], добавлен 27.11.2010

Исследование взаимосвязи общей культуры студента и его образа жизни. Определение влияния окружающей среды и наследственности на здоровье человека. Рассмотрение основных правил организации режима труда и отдыха, питания, сна, двигательной активности.

лекция [289,8 K], добавлен 27.07.2010

Основные понятия дисциплины. Здоровый образ жизни. Краткая характеристика функциональной активности человека. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

учебное пособие [148,7 K], добавлен 07.04.2015

Значение и роль физической культуры для человека. Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 15.05.2012

Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

дипломная работа [950,4 K], добавлен 18.06.2014

Использование средств физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Особенности метода лечебной физической культуры.

реферат [21,1 K], добавлен 14.01.2010

Сущность и социальные функции физической культуры в вузе. Оздоровительные и воспитательные задачи физического воспитания. Пространственные и временные характеристики двигательной активности. Определение понятий работоспособности, усталости и утомления.

презентация [4,3 M], добавлен 16.03.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: