Можно ли женщине с месячными заходить в мечеть

Ассаляму алейкум. Можно ли женщине во время месячных входить в мечеть? В традиционных трудах ханафитского мазхаба это запрещается, но Шамиль Аляутдинов, ссылаясь на аз-Зухайли (Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух, 8 т.; т. 1, с. 386), разрешает при необходимости, при этом добавляя, что современные средства гигиены для женщин решают эту проблему.

Если женщине предстоит никях, стоит ли прибегнуть к таблеткам, оттягивающим срок наступления менструации, или ей дозволено прибегнуть к мнению Аляутдинова?

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, женщине во время месячных не разрешается посещать мечеть[1], так же, как и человеку, для которого гусль является обязательным (джанаба)[2]. И поэтому запрет посещения мечети женщиной во время месячных связан не только с опасностью испачкать мечеть наджасой.

Также примите ко сведенью следующий хадис:

فإني لا أُحِلُّ المسجد لحائض و لا جُنُب

«Я не разрешаю входить в мечеть женщине во время месячных и человеку, для которого гусль является обязательным (джанаба)»[3].

Посещение никяха в мечети не является причиной, позволяющей женщине переходить в другой мазхаб в этом вопросе, потому что никях может быть проведен и без ее физического присутствия в мечети.

[1] و يحرم بالحيض و النفاس دخول المسجد [حاشية الطحطاوي على المراقي ج 1 ص 207 تحقيق عبد الكريم العطا] [2] و يحرم بالجنابة … دخول المسجد [حاشية الطحطاوي على المراقي ج 1 ص 211 تحقيق عبد الكريم العطا] [3] رواه ظأبو داود # 235 ج 1 ص 313-314 دار المنهاج

Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.

источник

Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Можно ли без полного омовения или во время месячных пребывать в мечети?

Относительно этого вопроса среди ученых первых и последних поклонений было разногласие, и разногласия в этом вопросе можно свести к четырем известным мнениям:

Первое мнение состоит в том, что без полного омовения и во время месячных нельзя заходить в мечеть вообще.

Это мнение большинства ученых, среди которых все четыре имама, т.е. Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад в одном из своих мнений. Также это мнение выбрали ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом, и этому мнению последовал шейх Ибн ‘Усаймин. См. «аль-Бахр ар-раикъ» 1/205, «Мауахиб аль-джалиль» 1/347, «аль-Мухаззаб» 1/45, «аль-Мугъни» 1/200, «Фатауа аль-Ляджна» 6/272, «Фатауа ат-тахара» 273.

Второе мнение состоит в том, что без полного омовения и во время месячных можно проходить через мечеть или заходить в нее при необходимости, но не нельзя там находиться.

Это было одним из мнений имама Ахмада, как это упоминает ханбалит аль-Мардауи в «аль-Инсаф» 1/347, и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия.

Третье мнение состоит в том, что если находящийся без полного омовения совершит малое омовение, то он может находиться в мечети.

Это было мнением имама Исхакъа ибн Рахауайха, а также некоторых ханбалитов. И шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если человек, у которого нет полного омовения (джунуб) совершит малое омовение, то он может пребывать в мечети. См. «аль-Мугъни» 1/96, «аль-Ихтиярат» 17, «Найлюль-аутар» 1/288.

Четвертое мнение состоит в том, что без полного омовения, включая и наличие месячных, не запрещено пребывать в мечети, и нет в пребывании в мечети какого-либо ограничения, если нет опасения запачкать мечеть кровью.

Среди имамов, отдавших предпочтение этому мнению: имам Ибн аль-Мунзир, имам аль-Музани, имам Ибн Хазм, а также это мнение выбрал и шейх аль-Альбани. И это мнение передается от сподвижника Зайд ибн Сабита. См. «аль-Мухалля» 1/401, «аль-Маджму’» 2/160, «Тамамуль-минна» 119.
Аргументы сторон

Прежде, чем упомянуть о доводах всех сторон, хотелось бы напомнить, что в спорном вопросе для того чтобы доказать правильное мнение, нельзя аргументироваться лишь именами ученых, поскольку слова ученых не являются доводом сами по себе. А Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!» См. «Маджму’уль-фатауа» 26/202.

С соизволения Аллаха рассмотрим доводы всех сторон, чтобы иметь хотя бы какое-либо представление об этом вопросе:

В качестве довода сторонники этого мнения используют аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником» (ан-Ниса 4: 43).

Сторонники этого мнения говорят, что в этом аяте Всевышний Аллах запретил приближаться к месту совершения молитвы, а это мечеть. См. «аль-Умм» 1/54.

И также они приводят толкование Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Не заходи в мечеть, будучи без полного омовения, если только ты не проходишь через мечеть, не присаживаясь». Ибн аль-Мунзир 2/106, ат-Табари 9555.

Однако сторонники дозволенности нахождения женщине во время месячных в мечети ответили на этот довод тем, что в отношении этого аята саляфы разошлись на два мнения:

Одни сказали, что речь идет в этом аяте о запрещении находиться в мечети без полного омовения, если только человек не проходит через мечеть, не задерживаясь в ней. И это мнение из числа сподвижников передается от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда и Анаса.

Другое мнение состоит в том, что в этом аяте речь идет о запретности совершения молитвы в состоянии осквернения (джанаба), если только речь не идет о путнике, который не смог найти воду и очистился песком (таяммум). И это мнение из числа сподвижников передается от ‘Али ибн Аби Талиба и Ибн ‘Аббаса.

Что касается приведенного толкования переданного от Ибн ‘Аббаса, на которое опираются сторонники первого мнения, то оно является слабым, как говорил шейх аль-Альбани. Причина этого в передатчике по имени Абу Джа’фар ар-Рази, который является слабым. См. «Ируауль-гъалиль» 1/210.

Сообщение от Ибн Мас’уда об этом аяте приводит приводят ‘Абдур-Раззакъ 1613, Ибн аль-Мунзир 2/107 и др. Иснад этого сообщения является прерванным, и правильным является то, что это сообщение передается от Абу ‘Убайды, а не Ибн Мас’уда, как это приводит Ибн Аби Шайба. См. «аль-Мусаннаф» 1562.

А сообщение от Анаса приводят ад-Дарими 1209 и аль-Байхакъи 2/443. В его иснаде слабый передатчик по имени Хасан ибн Аби Джа’фар, а также Сальм аль-‘Аляуи, которого Ибн Ма’ин, Ибн Хиббан и др. считали слабым. См. «аль-Джарх уа-тта’диль» 4/264, «аль-Маджрухин» 1/343. И хафиз Ибн Хаджар назвал его слабым в «ат-Такъриб».

Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян и исследователь Хусейн Салим Асад назвали сообщения от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда и Анаса, что в этом аяте речь идет о запрете находиться в мечети без полного омовения, слабыми. См. «Ахкаму-ттахара» 7/706, «Тахкыкъ Сунан ад-Дарими» 1/748-749.

Таким образом, эти сообщения, передаваемые от сподвижников, не лишены слабости. Более того, они противоречат другим сообщениям от сподвижников, которые являются достоверными. Например, от самого Ибн ‘Аббаса передается с достоверным иснадом, что в отношении этого аята он сказал: «Речь идет о путнике». ат-Табари 5/97, ад-Дарими 1208. Шейх ад-Дибьян и Хусейн Салим Асад назвали иснад достоверным.

Также ‘Али ибн Аби Талиб говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении путника. Если он нарушил полное омовение и не находит воды, то он совершает таяммум и молится до тех пор, пока не найдет воды. Когда же он найдет воду, то должен искупаться». аль-Байхакъи 1/216, ат-Табари 5/62. Иснад достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/211.

Упоминание причины ниспослания аята сподвижником является серьезным доводом, чем просто мнение сподвижника, так как если понимание аята может быть следствием иджтихада, то упоминание причины его ниспослания не может быть следствием иджтихада!

Имам аль-Хаким в главе «ат-Тафсир» говорил: «Пусть требующий знания знает, что толкование Корана (тафсир) сподвижника, который был свидетелем ниспослания откровений, расценивается у нас как то, что передается от пророка (хукм аль-марфу’)». См. «аль-Мустадрак» 2/532.

Имам-ханафит Абу Бакр аль-Джассас в своем тафсире говорил: «То, что передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса в толковании этого аята, что в нем речь идет о путнике, важнее принять, чем толкование тех, кто говорит, что речь идет об отдалении от мечети!» См. «Ахкамуль-Къуран» 3/169.

Таким образом, в этом аяте нет довода на то, что женщина с месячными или человек без полного омовения не могут находиться в мечети!

Вторым доводом и самым главным доводом этой стороны, является хадис, который передается от ‘Аиши и Умм Салямы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному!» Абу Дауд 232, Ибн Маджах 645.

Будь данный хадис достоверным, он был бы в пользу мнения большинства ученых, и не было бы смысла опираться на другие мнения.

Сторонники этого мнения сказали, что иснад данного хадиса хороший, поскольку усилили его несколькими похожими версиями, и среди имамов, сказавших, что иснад этого хадиса хороший: хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз аз-Зайля’и, имам аш-Шаукани. См. «ан-Насбу-ррая» 1/194, «аль-Хидая» 2/31.

Однако большинство ранних и поздних мухаддисов не были согласны с такой оценкой данного хадиса, и даже те, которые запрещали пребывать в мечети без полного омовения и в период месячных.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Хадис ‘Аиши не является достоверным, поскольку в его цепи передатчик по имени Афлят, который является неизвестным. Не дозволено использовать этот хадис в качестве довода!» См. «аль-Аусат» 2/110.

Имам аль-Хаттаби сказал: «Имамы посчитали этот хадис слабым и сказали: “Афлят неизвестный передатчик”». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/159.

Имам Ибн Хазм сказал: «Афлят неизвестный передатчик, и неизвестен своей надежностью. И этот его хадис отвергаемый!» См. «аль-Мухалля» 2/186.

Что же касается передатчика Афлята ибн Халифы, то в действительности он не неизвестный передатчик, так как имам ад-Даракъутни говорил о нем, что он правдивый. См. «Тахзиб аль-камаль» 3/320.

Однако передатчик Афлят не единственная проблема в этом хадисе. Еще большая проблема этого хадиса — это передатчица по имена Джасра бинт Даджаджа, которую никто из ранних имамов науки аль-Джарх уа-тта’диль не посчитал надежной, кроме имамов аль-‘Иджли и Ибн Хиббана. См. «ас-Сикъат» 4/121.

Однако известно, что аль-‘Иджли и Ибн Хиббан были из числа имамов, имевших послабление в отношении требований, выдвигаемых к передатчикам хадисов.

А имам аль-Бухари не считал Джасру надежной передатчицей и говорил о ней: «Она передает странные вещи!» См. «ат-Тарих аль-кабир» 2/76. И имам аль-Байхакъи сказал о ней: «В ней проблемы».

По этой причине правильным является то, что если Джасра уединилась в каком-либо сообщении, то оно является слабым. А в данном случае никто помимо нее этот хадис не передавал.

Что касается версии этого хадиса, что привел Ибн Маджах от Умм Салямы, то в ней помимо Афлята и Джасры есть еще две проблемы, а это передатчики: Абуль-Хаттаб аль-Хаджари и Махдудж аз-Зухали.

Хафиз аль-Бусайри сказал: «Иснад этого хадиса слабый. Махдуджа никто не считал надежным, а Абуль-Хаттаб является неизвестным». См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/212.

По этой причине данный хадис все же является слабым.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «От пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что он сказал: “Я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному”. Абу Дауд передает этот хадис от ‘Аиши, а Ибн Маджах от Умм Салямы, и в иснаде обоих хадисов есть слабость». См. «Шарх аль-Бухари» 1/321.

Также этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам аль-Байхакъи, имам аль-Багъауи, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. См. «Шарху-Ссунна» 2/46, «ас-Сунан аль-кубра» 7/65 «аль-Ахкам аль-уста» 1/207, «Хулясатуль-ахкам» 1/206, «Тальхыс аль-хабир» 1/140, «Тамамуль-минна» 119.

А имам Ибн Рушд сказал: «Этот хадис знатоки хадисов считают слабым». См. «Бидаятуль-муджтахид» 2/31.

Следующий довод первой группы ученых, это хадис Умм ‘Атыйи, которая передала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал выходить на праздничную молитву (аль-‘Ид) всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами. Однако тем, у которых начались месячные, следует держаться в стороне от места молитвы”». аль-Бухари 324, Муслим 890.

Читайте также:  Может ли быть задержка месячных из за употребления алкоголя

И эти ученые сказали, что если женщинам, у которых месячные, следует держаться подальше от места молебны, то от мечети им держаться следует подальше тем более.

Но ученые по-разному объясняли смысл слов: «тем, у которых начались месячные, следует держаться в стороне от места молитвы».

Одни говорили, что место совершения молитвы в дни праздников Разговения и Жертвоприношения подобно мечети, поэтому во время месячных нельзя пребывать там.

Однако это мнение является слабым, поскольку молебна и мечеть неодинаковы по положению в любом случае! Например, известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал совершать наказания (худуд) в мечетях. См. «Сахих аль-джами’» 7381. Но в тоже время Ма’иза закидали камнями за прелюбодеяние именно на месте совершения молитвы. Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники резали жертвенных животных в день Жертвоприношения именно на местах молебны. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» № 3161. Но известно, что кровь, вытекающая с горла животного, является нечистотой по единогласному мнению. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» говорил: «Нет разногласия в том, что кровь, которая выходит при закалывании животного из горла, является нечистотой (наджас)!» Однако разве дозволено, проведя аналогию с молебней, резать животное в мечетях?!

Другие сказали, что смысл веления отдаляться от места совершения праздничной молитвы в том, чтобы не стеснять тех женщин, которые будут совершать молитву. См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 2/142, Ибн Раджаба.

Также большинство ученых считало, что веление в этом хадисе содержит желательный характер, а не обязательный. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Большинство ученых отнесло упомянутое веление к желательности, так как место совершения молитвы не является мечетью». См. «Фатхуль-Бари» 1/424.

Сторонники же того мнения, что без полного омовения и во время месячных можно находиться в мечети сказали, что в данном хадисе речь идет не о месте совершения молитвы как таковом, а именно о самой молитве. Т.е. запрет был не совершать молитву, а не находиться возле места совершения молитвы.

И это мнение является самым правильным, так как в версии этого хадиса, что приводит имам Муслим ясно сказано: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 890 (12).

Также из числа доводов первой стороны — это хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али: «О ‘Али, никому не дозволено быть в состоянии осквернения в этой мечети, кроме меня и тебя». ат-Тирмизи 3727.

Однако этот хадис является слабым!

Хафиз Ибн Касир сказал: «Этот хадис не достоверный, так как передатчик Салим, является неприемлемым, а его шейх ‘Атыйя (ибн Са’д) — слабым!» См. «Тафсир Ибн Касир» 2/438.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Все ученые единогласны в слабости ‘Атыйи». См. «аль-Мауду’ат» 1/367.
Также этот хадис назвали слабым имам ан-Науауи, хафиз ас-Суюты, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. «аль-Ляали аль-масну’а» 1/322. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 4974, «Тахкыкъ Джами’уль-усуль» 7/534.

Также сторонники первого мнения опирались на следующий хадис ‘Аиши, которая рассказывала: «Когда мы совершали затворничество (и’тикаф) и у нас начинались месячные, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам выходить из мечети».

Этот хадис упомянул без иснада имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 4/487 и сказал, что его приводит Абу Хафс. Поэтому шейх ад-Дибьян сказал об этом хадисе: «После исследования я не нашел иснада этого хадиса». См. «Ахкаму-ттахара» 7/739.

Однако полный иснад этого хадиса упоминал имам Ибн Муфлих, когда привел этот хадис в «аль-Фуру’» 3/132, сказав, что его приводит имам Ибн Батта, и что иснад его хороший.

Но в такой оценке этого хадиса есть большое сомнение, поскольку, несмотря на свое великое достоинство и защиту вероубеждения ахлю-Сунна уаль-джама’а, имам Ибн Батта был слабым передатчиком. Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Яхья аль-Му’аллими в биографии Ибн Батты привел слова имам аз-Захаби, сказавшего о нем в «аль-Мизан» следующее: «Он был имамом, однако допускал ошибки в хадисах. Но, несмотря на его слабость в хадисах, он был имамом Сунны и имамом в фикъхе!» Потом шейх аль-Му’аллими заключил: «Несмотря на достоинство, знание, аскетизм и праведность Ибн Батты, он допускал множество ошибок в хадисах. И то сообщение, в котором он уединился, не принимается». См. «ат-Танкиль» 1/346-347.

А данный хадис не приводится ни в одном из известных сборников хадисов.

Также некоторые ученые, придерживающиеся первого мнения, в качестве довода приводят хадис, в котором сообщается, что когда у ‘Аиши во время Хаджа начались месячные, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Делай все, что делает паломник, но не совершай обход вокруг Каабы (таууаф), пока не очистишься». аль-Бухари 1/356, Муслим 2/906.

Они говорят, что раз запрещено совершать таууаф (обход) вокруг Каабы, то значит запрещено и заходить в мечеть, так как для того, чтобы сделать таууаф необходимо зайти на территорию Заповедной мечети в Мекке!

Однако ученые, дозволявшие находиться в мечети без полного омовения, возразили на это и сказали, что в этом хадисе довод как раз против них. Ведь запрет в хадисе связан именно с совершением обхода, а не с пребыванием в мечети! В хадисе запрет конкретный, связанный с таууафом, а если бы было запрещено женщинам при месячных заходить в мечеть, то не было бы смысла конкретизировать запрет именно таууафом, так как запрет нахождения в мечети включал бы в себя и запрет на совершения обхода, поскольку Кааба находится на территории мечети Мекки (масджидуль-харам). См. «аль-Мухалля» 1/411.

Доводы тех, кто считал, что без полного омовения или во время месячных можно проходить через мечеть или заходить в нее при необходимости

Что касается тех ученых, которые считали, что без полного омовения или во время месячных можно зайти при необходимости в мечеть или же пройти через нее, то они опирались на хадис ‘Аиши, которая рассказывала: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Подай мне коврик с мечети”. Я ответила: “У меня месячные”. Он сказал: “Твоя менструация у тебя не на руке!”» Муслим 298.

Хафиз Ибн Касир сказал: «В этом хадисе довод на то, что женщина во время месячных или послеродового кровотечения может пройти через мечеть». См. «Тафсир Ибн Касир» 2/437.

Однако ученые первого мнения возразили на это и сказали, что в другой версии этого хадиса, которая приводится от Абу Хурайры сказано, что наоборот это пророк, мир ему и благословение Аллаха, был в мечети, а не ‘Аиши, и он попросил ее подать ему одежду. А ‘Аиши могла подать ему одежду или коврик, не заходя в мечеть. Также они сказали, что под мечетью речь может идти о молебне, в которой жители дома совершают молитвы.

Как бы то ни было, раз в этот довод входит столько вероятностей, он теряет силу в аргументации в данном случае. См. «Ахкаму-ттахара» 7/719.

Но эта сторона также опиралась на то, что передается от некоторых сподвижников. Например, Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Мы проходили через мечеть, будучи в состоянии осквернения и не видели в этом ничего плохого». Ибн Аби Шайба 1/146, аль-Байхакъи 2/443. Иснад достоверный.

Доводы тех, кто считал, что если находящийся без полного омовения совершит малое омовение, то он может находиться в мечети

‘Ата ибн Ясар говорил: «Я видел мужчин из числа сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые сидели в мечети, будучи в состоянии осквернения, после того, как они совершали малое омовение». Са’ид ибн Мансур 646. Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого сообщения достоверным в соответствии с требованиями Муслима, а исследователь сборника «Сунан Са’ид ибн Мансур» доктор Са’д Али Хумайд назвал его хорошим.

Имам Ибн Къудама сказал: «Некоторые наши сторонники (ханбалиты) говорили, что если джунуб (находящийся без полного омовения) совершил малое омовение, то ему дозволено находиться в мечети, поскольку сподвижники, когда желали поговорить в мечети, а кто-то из них был джунуб, то совершал малое омовение, а затем заходил в мечеть. Дело в том, что малое омовение (уду) ослабляет некоторые вещи, нарушающие частоту, и делает дозволенным то, что было запрещено». См. «аль-Кафи» 1/59.

И доводов тому, что малое омовение даже при отсутствии большого смягчает состояние осквернения много, хоть в таком положении и не дозволено совершать молитвы или совершать обход вокруг Каабы.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Можно ли кому-нибудь из нас засыпать в состоянии большого осквернения?» И он ответил: «Да, если любой из вас совершит малое омовение, он может лечь спать в состоянии осквернения». аль-Бухари 287, Муслим 306.

Довод этой группы ученых весьма сильный, и внешне он указывает на то, что в отношении этого не было среди сподвижников разногласия! Но тут следует отметить, что сторонники однозначной дозволенности нахождения в мечети без полного омовения сказали, что на самом деле в упомянутом поступке сподвижников нет указания на то, что человек находящийся без полного омовения обязан совершить малое омовение прежде, чем он зайдет в мечеть. Так считали только те имамы, которые были убеждены в запретности нахождения в мечети без полного омовения. В этом сообщении лишь указание на то, как поступали сподвижники в подобной ситуации, и нет никакого веления. См. «Ахкаму-ттахара» 7/715.

Доводы тех, кто считал, что дозволено находиться в мечети без полного омовения, включая и женщине во время месячных
На самом деле эта сторона не должна иметь доводов, поскольку если нет ничего запрещающего нахождение без полного омовения в мечети, то это остается в своей основе дозволенным. Имам ан-Науауи, разбирая этот вопрос и приведя мнения всех сторон, сказал: «Наилучшим доводом сторонников дозволенности пребывания в мечети без полного омовения, является то, что основа этого — дозволенность, а у тех, кто это запретил, нет достоверного и ясного довода». См. «аль-Маджму’» 2/160.

Но вместе с тем, у этой стороны множество доводов на дозволенность нахождения в мечети без полного омовения, включая и женщину с месячными:

‘Аиша рассказывала об одной черноокой женщине, которая приняла Ислам во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ее палатка была установлена в мечети». аль-Бухари 439, 3835.

В этом хадисе содержится довод на то, что женщина во время месячных может пребывать в мечети, поскольку общеизвестно, что у женщины бывают месячные. И нет никаких указаний на то, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал ей покидать мечеть на те дни, когда у нее были месячные!

Однако сторонники первого мнения возразили на этот довод и сказали, что это был единичный случай, который нельзя применять к другим, или же вероятно эта женщина была пожилого возраста, у которой не было месячных. См. «Фатхуль-Бари» 3/254, Ибн Раджаба.

Но сторонники дозволенности ответили им тем, что в таком толковании этого хадиса нет нужды, так как это не противоречит ничему достоверно установленному. И данное заявление можно было бы принять и таким образом совместить хадисы только в том случае, если бы запрет на нахождение в мечети без полного омовения или во время месячных был бы достоверно установлен. См. «Ахкаму-ттахара» 7/720.

Абу Хурайра рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил меня на одной из улиц Медины в то время, когда я был осквернен, и я спрятался от него, пошел и совершил полное омовение. А когда я вернулся, пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: “Где ты был, о Абу Хурайра?” Я ответил: “Я был осквернен и не хотел находиться в твоем обществе, будучи нечистым”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Свят Аллах! Поистине, верующий не бывает нечистым!”» аль-Бухари 283, Муслим 371.

Этот хадис ясный довод тому, что верующий без полного омовения не является нечистым!

На этот хадис опирался в качестве довода имам Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф», который сказал, что мусульманин без полного омовения может пребывать в мечети, так как он сам не является нечистым!

Также Абу Хурайра рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал военный отряд в Наджд, и они вернулись, захватив человека из племени Бану Ханифа, которого звали Сумама ибн Асаль, который был вождем жителей Ямамы. И они привязали его к одному из столбов в мечети». аль-Бухари 462, Муслим 1764.

Читайте также:  Может ли быть задержка месячных если не живешь половой жизнью

В этом хадисе содержится ясный довод на то, что без полного омовения находиться в мечети не запрещено! Будь это так, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы сподвижникам привязать этого многобожника в мечети, поскольку неверные в своей основе без полного омовения, а еще являются нечистотами в смысловом значении, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, многобожники являются нечистотой» (ат-Тауба 9: 28).

И если неверному не запрещено было находиться в мечети, то мусульманину пребывать в мечети без полного омовения дозволено тем более, как это сказал имам аль-Музани и др. См. «аль-Маджму’» 2/182.

На основании всего сказано, мнение ученых, считавших, что дозволено находиться в мечети без полного омовения и во время месячных, сильнее.

Во-первых, у запрещающих это нет однозначного и достоверного довода, как сказал это имам ан-Науауи, несмотря на то, что придерживался мнения своего мазхаба в запретности этого.

Во-вторых, доводы дозволявшей группы ученых достовернее, достоверность которых не вызывает никаких сомнений!

В-третьих, если взять в расчет причину запрета нахождения в мечети во время месячных, то она связана именно с опасением запачкать мечеть кровью, доводом чему является хадис, который уже приводился: «Твоя менструация у тебя не на руке!» Муслим 298.

Имам ат-Тахауи говорил: «Этот хадис указывает на то, что все части тела женщины являются чистыми, кроме места выделения месячных. И менструация не влияет на другие части тела, кроме определенного места». См. «ат-Тамхид» 3/173.

Имам ан-Науауи сказал: «Смысл этого хадиса в том, что нечистота, от которой необходимо оберегать мечеть, эта только менструальная кровь!» См. «Шарх Сахих Муслим» 3/210.

Таким образом, если нет опасения запачкать кровью мечеть, то нет никаких проблем в том, чтобы женщина пребывала в мечети, а находящийся просто без полного омовения, тем более.

И даже многие современные ученые, придерживающиеся такого мнения, что при месячных нельзя заходить в мечеть, дозволяли это в случае посещения уроков и лекций.

Также, чтобы выйти максимально из спора в этом вопросе, лучше совершать малое омовение прежде, чем зайти в мечеть, как поступали сподвижники, которые когда были в состоянии осквернения, брали малое омовение, прежде чем зайти в мечеть.

Как стало известно из всего сказанного, вопрос этот спорный, и нельзя его делать предметом спор и ссор, что некоторые мусульманки доходят до того, что обвиняют сестер, которые пришли в мечеть послушать урок в том, что они грязными позволяют себе находиться в мечети и т.п. А разве мусульманин может быть грязным?! Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, верующий не бывает нечистым!» аль-Бухари 283, Муслим 371.

Следует знать, что разногласие в этом вопросе приемлемое среди ахлю-Сунна, и каждый имеет право выбрать то мнение, которое ему кажется наиболее аргументированным. И сторонник одного из мнений не имеет права порицать сторонника другого мнения! Главное в этом вопросе, как и во всех остальных, следовать за доводом, а не страстями!

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

источник

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

1. В Шариате нет запрета на то, чтобы женщина во время менструации или в другой разновидности состояния джанаба, входила в мечеть, проходила через нее или посещала занятия и тому подобное.

2. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое кровотечение или истихада, должна использовать надлежащие гигиенические средства, чтобы предотвратить загрязнение мечети.

3. Также, если пространство мечети ограничено, желательно выходить из нее во время молитв, чтобы предоставить место для совершения молитвы другим женщинам.

На вопрос ответил Совет по фатвам Аль-Азхар:

«Женщинам во время менструации или послеродового очищения, как и любому человеку в состоянии джанаба, разрешено входить в мечеть, чтобы пройти, удовлетворить какую-то потребность, посещать образовательные уроки и т. п. В этом отношении не существует запрета.

Такого мнения придерживаются Ибн Хазм, Аль-Музани и Дауд. Они опираются на несколько свидетельств. К ним относится и то, что Ибн Хазм сообщил в своей книге „Аль-Мухалла би ль-Атар“: „Мать правоверных, Айша (да будет доволен ею Аллах), рассказала: „Арабскому племени принадлежала черная рабыня, которую они освободили. Эта девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и приняла Ислам. У нее была палатка или небольшая комната с низкой крышей в мечети“.

То есть ей разрешалось находиться внутри мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что у женщин обычно бывает менструация. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей оставаться в мечети.

В другом сообщении Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил его на одной из улиц Медины, в то время как он (Абу Хурайра) находился в состоянии джанабы — поэтому он поспешил прочь и совершил ритуальное омовение (гусль). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил его отсутствие, и когда он вернулся, спросил:

Тот ответил: „О посланник Аллаха, ты встретил меня, когда я был в состоянии джанабы, и я не хотел сидеть в твоем присутствии, пока не совершил гусль“. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Субхан Аллах! Верующий никогда не становится нечистым (наджис)“ (Аль-Бухари, Муслим).

Народ суффаха оставался на ночь в мечети в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и, конечно же, среди них были те, у кого были поллюции. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не запрещал им оставаться на ночь в своей мечети.

С другой стороны, некоторые ученые утверждали, что женщинам во время менструации и послеродового периода недопустимо входить в мечеть, если нет необходимости, как, например, поиск защиты и пр. Однако некоторые другие ученые категорически запретили входить в мечеть даже в таких случаях.

Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Байхаки и Ибн Хузайма сообщили, что Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы“.

Но тут нужно заметить, что все рассказчики, упомянутые в цепочке передачи этого хадиса, ненадежны, а хадисы от них считаются слабыми. Цепь передачи включала Джассру бинт Даджа, и Аль-Бухари прокомментировал, что ее повествования следует пересматривать.

В своей книге „Аль-Джарх ва ль-Таадиль“ Ибн Абу Хатим упомянул, что в цепочку повествования входит также неизвестный Флит Ибн Халифа, который передал хадис от Джассры через Айшу.

Весь текст хадиса считается слабым. Это мнение поддержал Аль-Хаттаби в „Маалим ас-Сунан“, Ибн аль-Кайим в „Тахдиб ас-Сунан“, Ан-Навави в „Аль-Маджму“ и Ибн Хазм в „Аль-Мухалля“. Ибн Хазм сказал, что этот хадис — ложный.

Мнение, которое позволяет женщинам во время менструации, как и любому человеку в состоянии джанабы, заходить в мечеть, также поддерживает тот факт, что мечеть не запрещено посещать немусульманам.

Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), немусульмане часто входили в мечеть, чтобы принять Ислам, передать сообщение (Пророку) или с целью обсуждений и споров, как в случае с христианской делегацией из Наджрана, которая осталась в мечети и поставила в ее углу свои палатки на несколько дней. Точно так же христиане Абиссинии совершали в мечети Пророка танцы с копьями в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.

Поскольку немусульманам разрешено входить в мечеть, можно сделать вывод, что и мусульманкам во время менструации и всем, кто находится в состоянии джанаба, также разрешено входить в мечеть, чтобы посещать занятия, изучать и преподавать Коран.

И если допустимо, чтобы женщина в период менструации и человек в состоянии джанаба заходил в мечеть по нужде, например, для отдыха или поиска убежища от жары, то еще более целесообразно входить туда с целью поиска или передачи знаний.

Тому, кто утверждает, что женщине во время месячных запрещено заходить в мечеть, чтобы не запачкать место, где люди совершают молитвы, кровью, можно возразить, что женщины в наше время используют надежные средства личной гигиены. Более того, женщине во время истихады (межменструальных кровотечений) разрешено поститься, молиться и посещать религиозные собрания в мечети.

Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала: „Одна из жен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) практиковала итикаф (уединение в мечети с целью поклонения) вместе с ним, в то время как у нее было межменструальное кровотечение (истихада). Она видела кровь, а бывало, мы подставляли под нее поднос, когда она совершала молитву» (Аль-Бухари).

Если причина, по которой кто-либо запрещает женщине в период менструации заходить в мечеть — это страх протечки крови, то можно сравнить это состояние с истихадой: женщинам в таком состоянии позволялось войти в мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни. Почему же мы должны просить наших женщин воздерживаться от посещения мечетей, особенно когда сегодня им доступны новые, надежные средства гигиены? Кроме того, женщины в наше время больше, чем когда-либо, нуждаются в религиозных знаниях, и посещение религиозных собраний и кружков по Исламу пойдет им на пользу.

Итак, в шариате нет запрета женщинам в период менструации, а также любому человеку в состоянии джанабы входить в мечеть, проходить через нее или посещать там занятия и т. п. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое или межменструальное кровотечение, должна использовать надлежащие средства гигиены, чтобы предотвратить загрязнение мечети. Также рекомендуется, если пространство мечети ограничено, выходить из нее во время молитвы, чтобы не стеснять молящихся женщин».

источник

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Если здание было построено как мечеть, и люди на разных этажах слышат голос имама, то молитва считается действительной. И в этом случае не разрешено женщине сидеть в месте, которое подготовлено для молитвы, потому что это часть мечети.

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не сделал дозволенной мечеть для женщины во время месячных и для тех кто находится в состоянии большого осквернения»

    Что касается случаев, когда женщина во время месячных проходит через мечеть по какой либо причине, то в этом нет ничего не правильного, если она предприняла меры, чтобы кровь не пачкала мечеть, потому что Аллах (перевод смысла):

    « О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, … и будучи в состоянии полового оск¬вернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь пут¬ником (проходящим через мечеть)» (4:43)

    Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише принести молитвенный коврик из мечети и она сказала, что у нее месячные. Он ответил ей: «Месячные не по твоей вине»

    Но если нижняя часть здания не была предназначена для мечети, а например для склада или для других целей, то он не попадает под правило мечети. Разрешено женщине во время месячных и для тех кто находится в состоянии осквернения сидеть там.

    Дозволено молиться в чистых местах, которые не являются частью ванной. Но тот кто молится там, не считается тем кто молится с имамом на верхнем этаже, если он не видит его или людей которые стоят за ними и потому что это не является частью мечети, согласно мнению ученых.

    Относительно ступеней прерывающих ряд, то они не влияют на молитву, но если есть возможность составить ряд перед и после ступеней, то это лучше. Аллах источник сил.

    Шейх Ibn Baaz Fataawa Islamiyyah, стр 241, 242

    источник

    Это религиозные предрассудки, одни из тех с которыми боролся Христос, но которые все равно опередили его век. Так например считалось, что нельзя прикасаться к грешникам по иудейскому закону, он прикасался. Считалось, что нельзя разговаривать с блудницами, он разговаривал. И т. д. Будда например, боролся с кастовой системой, но эта глупость опередила его больше чем на 2 тысячи лет, и даже социализм с капитализмом ничего не могут сделать. Не верьте в подобные предрассудки. Исповедуйтесь и причащайтесь, когда хотите. Если люди будут вас осуждать, делайте вывод — это невежды, дружба с ними невозможна.

    Читайте также:  Может ли болеть живот как при месячных при климаксе

    Есть два объяснения и, возможно, они не противоречат друг другу.

    Потому что оба объясняются противоречием энергий, конфликтом. Церковь же — место, которое предназначено для решения конфликтов. Если же он существует, этот конфликт — он будет усилен.

    1. Дело в том, что мужчина издревле на подсознательном уровне чувствует запахи, источаемые женским организмом. И соответственно, читает их однозначно — он начинает думать о женщине.

    Суть же церковных служб и посещение церкви — максимально отрешиться от земного — это и называется связью с Богом. Во время месячных женский организм источает определённые запахи, более сильные, чем обычно. Получается, что если мужчина будут находиться вблизи этой женщины, это просто элементарно помешает ему отрешиться.

    Они пришли отрешиться от земного, а в подсознании будут мысли как раз о земном — об обладании, о соперничестве, о земном счастье.

    1. Второе объяснение связано с понятием причащения. Причащаются же символически кровью Христовой, то есть, чистой энергией бессмертия. А тут в одном пространстве кровь земная, то есть, та, которая тленна. Вероятно, это не может быть рядом, поскольку противоречит друг другу.

    источник

    ДОЗВОЛЕННОСТЬ НАХОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В МЕЧЕТИ ВО ВРЕМЯ МЕСЯЧНЫХ

    Шейх Мухаммад Насируддин аль-Альбани, да помилует его Аллах

    Вопрос: «Некоторые женщины, у которых месячные, спрашивают, можно ли им приходить на уроки в джума, субботу или воскресенье? И можно ли им заходить внутрь мечети?»

    Ответ: «Да, им разрешено это, поскольку месячные не запрещают женщинам приходить на собрания по требованию знания. Даже если они и проводятся в мечетях, так как это вход женщины в мечеть в то время, когда нет довода на запрет её входа в мечеть в это время. Однако, напротив, есть то, что указывает на разрешенность этого.

    И к числу этих доказательств относятся два хадиса госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах.
    Первый из них: это когда она совершала хаджж с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и неожиданно наступили у неё месячные. И месячные у неё наступили в местечке, которое называется «Сариф» и находится недалеко от Мекки. И зашел к ней Пророк (да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что она плачет. Он сказал ей: «Что с тобой? У тебя начались месячные?» И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Это вещь, которую Аллах предписал дочерям Адама. Поэтому делай всё, что делает паломник, кроме тауафа и молитвы». И довод из него в том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей входить в лучшую мечеть, а это мечеть аль-Харам. И он лишь запретил ей тауаф вокруг Каабы и молитву. Поэтому в нём довод на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ей заходить в запретную мечеть. Однако запретил ей молитву и тауаф. И это первый хадис, который доказывает, что разрешено женщине в состоянии месячных заходить в мечеть, что бы это не была за мечеть. Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил госпоже Аише заходить в запретную мечеть, когда у неё были месячные и не запретил ей ничего, кроме тауафа и молитвы. И положение другой мечети в этом тем более будет разрешенным.
    Что же касается второго хадиса, то он также пришел от госпожи Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах. И если первый хадис был в «Сахихе» аль-Бухари, то второй наш хадис из «Сахиха» Муслима. Сказала Аиша, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал ей: «Принеси мне коврик из мечети». Она сказала: «О посланник Аллаха, у меня менструация». И он ответил (да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, твоя менструация не на твоей руке!» И подразумевается здесь под менструацией кровь месячных. И кровь месячных является нечистой, вне сомнений, однако сама женщина, у которой месячные, не является нечистой. И не обязательно, что если из какого-то человека выходит какая-то нечистота .

    источник

    Менструация – естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью – примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

    В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада – это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас).

    Отличия хайда от истихады:

    1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

    2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда – сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

    3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

    Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки – это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу – это истихада, а по маликитскому – это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

    Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

    В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено совершать намаз. Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

    В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

    В связи с этим необходимо выполнить ряд рекомендаций:

    • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
    • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
    • по возможности сохранять одежду чистой.

    Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

    В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько дополнительных. Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

    При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве – переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

    1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

    Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

    2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать уразу, поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

    Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

    3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье – прим. Islam.Global), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

    Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

    4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с Аишей (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу – прим. ред.)» (Бухари, Муслим).

    5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

    • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
    • для Его восхваления и поминания;
    • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
    • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

    6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается заниматься сексом со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

    В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы – прим. Islam.Global), а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

    При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

    7. Развод. Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс талак, то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

    У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

    Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

    Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

    В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни – это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

    Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

    После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить полное омовение (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.

    Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

    источник

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: