Комплекс лфк при врожденном вывихе бедра

Зарегистрировавшись и оплатив подписку на сайте Вы получите:

  • доступ к бесплатному скачиванию любого платного материала;
  • бесплатную консультацию врача по применению комплексов упражнений и методике проведения занятий ЛФК;
  • 50% скидку на консультацию психолога.

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

источник

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­
ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­
щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­
ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на
себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­
ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками
вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—
4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное
разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).
Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­
тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3—
4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­
тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Самые полные ответы на вопросы по теме: «лфк при вывихе тазобедренного сустава у детей».

Дисплазия тазобедренного сустава – это врожденная патология расположения элементов, составляющих тазобедренный сустав. Дисплазию можно охарактеризовать, как порок развития всех частей сочленения.

К сожалению, данное заболевание встречается довольно часто. В зависимости от вида смещения головки бедренной кости дисплазию подразделяют на:

Для успешного лечения крайне важно как можно раньше диагностировать патологию. Если оставить дисплазию без внимания, формирование сустава младенца пойдет неправильным путем, что чревато в дальнейшем неисправимыми дефектами, вплоть до инвалидности.

Родители должны иметь понятие о симптомах этого патологического состояния, так как при первых признаках дисплазии необходимо срочно показать ребенка врачу. Самое типичное проявление дисплазии у детей – это ограничение движений в тазобедренном суставе при пассивном отведении бедра.

Присутствие этого признака проверяется так:

  1. малыша кладут на спинку;
  2. ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах;
  3. мягкими движениями отводят бедра в разные стороны.

При дисплазии пассивное разведение ножек будет ограничено.

Существует еще один способ определения патологии:

  • ребенка кладут на живот;
  • его ножки сгибают на манер ползанья.

Если тазобедренный сустав поврежден, в этой позе нарушение будет заметно.

О наличии дисплазии может свидетельствовать асимметричное расположение складочек, расположенных под ягодицами и на бедре. При тяжелой патологии возможно укорочение конечности.

Обычно комплекс терапевтических процедур при дисплазии заключается в лечении положением, для которого применяют метод широкого пеленания или в наложении шины. Кроме того, дисплазия у детей лечится ЛФК и массажем.

При слабовыраженной патологии можно ограничиться этими действиями, тем более что гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов – мера весьма эффективная. Особенно хорошо помогает зарядка на раннем этапе заболевания. Для полного выздоровления малышу порой достаточно несколько сеансов ЛФК.

Важно! Пока ребенок не научился ходить, родители не должны применять к нему никаких упражнений в положении «сидя на корточках», «стоя» и при вертикальном положении тела. Несоблюдение этого правила может привести к еще большей деформации сустава.

Любые упражнения из ЛФК нужно выполнять на твердой ровной поверхности. Это может быть пеленальный или обеденный стол. Под малыша следует положить непромокаемую пеленку. Массаж проводится один раз в день. Для процедуры следует выбирать то время, которое благоприятно для ребенка, то есть когда малыш не голоден, у него хорошее настроение и его ничего не беспокоит.

Количество сеансов на курс составляет от 10-ти до 15-ти. Для закрепления эффекта всего необходимо пройти 2-3 курса, между которыми обязательно должен присутствовать перерыв в 1,5-2 месяца.

Это обусловлено тем, что для маленьких детей массаж является большой нагрузкой.

Обхват сустава. Ребенок находится на спине, массажист обхватывает весь сустав и массирует его. Другой вариант: в том же положении массируется лишь передняя поверхность бедер, после этого ребенка переворачивают на живот и те же движения проделывают на задней поверхности бедра, с особой осторожностью, если есть врожденный вывих бедра.

  1. Массаж начинается с поглаживания. Руки должны плотно прилегать к тельцу в области тазобедренного сустава. Необходимо контролировать давление рук, оно не должно быть сильным. Руки должны легко скользить по поверхности кожи и не смещать ее.
  2. Спиральные массирующие движения выполняются либо всей ладонью, либо указательным и большим пальцами. Поверхность бедер рядом с гениталиями массировать нельзя. Поглаживания необходимо выполнять в течение 3-5 минут, после этого делают растирания.
  3. При растираниях давление рук должно быть сильнее, руки не просто скользят по телу, а смещают кожные покровы. Кожу лучше растирать подушечками пальцев, глубоко проникая ими в мышцы. При растирании можно использовать ту же технику, как и при поглаживании. Длительность процедуры — 10 минут.

Читайте также:  Вывих ноги у собак лечение

Очень полезно при дисплазии у детей включать в ЛФК массирование стоп, делать растирание ягодиц и поясничной области. Эти процедуры улучшают циркуляцию крови. Упражнения делают 2-3 раза в день, каждое из них выполняется по 10-15 раз:

  • «Велосипед» — малыш лежит на спине. Ноги ребенка нужно согнуть в коленных и тазобедренных суставах. В такой позе выполняются движения, имитирующие езду на велосипеде.
  • Поочередное сгибание и разгибание ножек. Когда одна нога согнута в колене, другая в этот момент выпрямлена. Затем происходит чередование.
  • Одна нога ребенка сгибается в тазобедренном и коленном суставе. Одной рукой при этом массажист фиксирует тазобедренный сустав, а другой, обхватив колено, слегка надавливает на него и производит вращение бедра внутрь.

При выполнении упражнения «разведение бедер» нельзя делать резких движений, ребенок не должен испытывать боль. В противном случае это вызовет со стороны малыша негативную реакцию, и в дальнейшем при выполнении ЛФК он все время будет вести себя беспокойно.

Если на суставе ребенка наложена шина, гимнастику нужно проводить в том объеме, который приемлем для данной укладки.

Отводя в стороны согнутые ножки младенца, необходимо стараться с максимальной осторожностью класть их на стол. При этом нужно все время наблюдать – присутствует ли положительная динамика. После проведенных оздоровительных курсов ЛФК родители должны показать ребенка ортопеду.

Для определения результата терапии может потребоваться рентгенография сустава. Врач, изучив снимок, определит состояние, в котором находится сустав малыша. Если лечебная физкультура не помогла, может понадобиться наложение шины. Но чаще всего данной меры можно избежать, если вовремя заподозрить дисплазию и проводить курсы лечебной гимнастики.

Дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих бедра — это часто встречающееся заболевание представляет собой неправильное взаиморасположение элементов тазобедренного сустава.

В зависимости от степени смещения головки бедренной кости различают вывих, подвывих и предвывих бедра. Одной из причин является дисплазия тазобедренного сустава (порок развития всех его элементов).

У новорожденного формирование сустава не завершено, поэтому очень важна ранняя диагностика и лечение заболевания. При раннем начале лечения прекрасно помогают массаж и лечебная гимнастика.

При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная «ходьба», «подтанцовывание», приседание.

При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного су става, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная «ходьба», «подтанцовывание» (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

ИП — лежа на спине. Общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

ИП — лежа на животе. Выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и массаж задненаружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза. Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области. Массирование поясничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы — пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задненаружной поверхности ног. Затем отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец — «парение».

ИП — лежа на спине. Массаж передненаружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра — сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру. Далее вращение бедра вовнутрь: одной рукой зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно вращать бедро по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Затем массаж стоп: растирание, разминание. После этого — рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

Все упражнения нужно делать на жесткой поверхности: столе или пеленальной доске — подложив под ребенка непромокаемую пеленку. Массаж делается 1 раз в день. Время подбирают оптимальное для ребенка: когда он не голоден, в хорошем настроении и его ничего не беспокоит. В курсе 10–15 сеансов. Обязательно проводить 2–3 курса для улучшения эффекта. Перерывы между курса ми — 1–1,5 месяца. Поскольку массаж для малышей — большая нагрузка, без перерыва его делать не рекомендуют.

Массаж необходимо выполнять в положении малыша на спине (обхватывая весь сустав), можно положить его на спину и массировать переднюю поверхность бедер, а лежа на животе — заднюю поверхность. Начинайте с поглаживания: руки плотно прилегают к телу в области тазобедренного сустава, давление не должно быть сильным, руки не смещают кожу, а скользят по ней.

Делают спиральные движения большим и указательным пальцами или всей ладонью. Исключают внутреннюю поверхность бедер (около половых органов). Продолжительность поглаживания — 3–5 мин., затем переходят к растиранию. Давление сильнее, чем при поглаживании, происходит не скольжение, а смещение кожи. На пораженных суставах растирание дает хороший эффект. Его лучше делать подушечками пальцев, проникая глубоко в мышцы. Растирание можно делать такой же техникой, что и поглаживание. Продолжительность — 10 мин.

Кроме того, полезно делать растирание поясничной области, ягодиц и массаж стопы для улучшения циркуляции крови.

Гимнастику делают 2–3 раза в день, каждое упражнение по 10–15 раз. Помогут следующие упражнения (делаются в положении ребенка лежа на спине):

• «велосипед» — согните ноги в коленях и тазобедренных суставах и имитируйте езду на велосипеде;

• сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая — и так чередуем ноги). Согните одну ногу в коленке и тазобедренном суставе, одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, другой обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него, производите вращение бедра внутрь. Разводя бедра, не допускайте резких движений, чтобы ребенку не было больно и не вызывало негативной реакции на процедуру.

Если ребенок находится в шинах, массаж и гимнастику проводят в объеме, позволяемом укладкой. Необходимо наблюдать за улучшением, разводя согнутые ножки, аккуратно стараясь положить их на стол.

После проведенных сеансов следует обратиться к ортопеду. Может понадобиться рентген сустава, для того чтобы определить успешность лечения.

В тяжелых случаях возможна необходимость наложения шин, и это должен определить ортопед. Однако, как утверждают специалисты, если есть возможность, необходимо лечить ребенка массажем и гимнастикой.

Вывих бедра – это травма, которая характеризуется смещением суставных поверхностей относительно друг друга и выход кости за границы сочленения при условии её целостности. Вывих проявляется ограничением двигательной функции и проявлением болевого синдрома. Это повреждение бывает врождённым и приобретённым.

Приобретённый вывих возникает в результате интенсивного травматического воздействия. А врождённая травма проявляется ещё в период внутриутробного развития или в провесе родов. Приобретённые повреждения легче поддаются лечению, чем врождённые аномалии, при условии своевременного лечения.

В статье вы узнаете все про вывих, предвывих и подвывих тазобедренного сустава у детей и новорожденных, а также про симптомы и лечение травмы.

Причины развития вывиха у детей

Медики различают несколько типов вывиха бедра в зависимости от природы его возникновения:

  • Травматический. Сустав подвергается характерному механическому воздействию (например, сильный удар или падение). Часто после вывиха образуется разрыв в суставной капсуле. Возможные осложнения – ущемление мягких тканей или перелом костей;
  • Врождённый. Эта патология возникает в результате нарушения развития опорно-двигательного аппарата в период внутриутробного развития. Это наиболее распространённый вид травмы. Подробнее про врожденный вывих здесь;
  • Патологический. Вывих является следствием серьёзного воспаления, которое провоцирует разрушение суставов. Травма возникает в результате туберкулёза, остеомиелита и т.д. Чтобы вылечить патологию, необходимо провести терапию основной болезни.

Приобретённые вывихи возникают вследствие травматического воздействия на бедро или после воспаления сустава. Врождённая травма проявляется в результате внутриутробных патологий развития.

Основные причины возникновения вывиха:

  • Сильный удар при падении (при резком прикосновении сочленения с твёрдой поверхностью);
  • Резкое сокращение мышц при физическом воздействии на сочленение или окружающие его ткани.

Именно эти факторы могут спровоцировать начало развития вывиха тазобедренного сустава.

Степени и симптомы вывиха

Сразу после травмы пострадавший ощущает сильную боль в тазобедренном сочленении. Другие характерные симптомы вывиха бедра у ребенка: вынужденная позиция ноги, укорочение повреждённой конечности, деформация кости в области бедра.

Пострадавший может с трудом выполнять пассивные движения, но при этом он ощущает боль и пружинящее сопротивление. Активно двигать повреждённой конечностью невозможно.

Выделяют 3 степени вывиха сустава в зависимости от смещения головки бедра относительно вертлужного углубления:

  1. Подвывих. Головка бедра смещается вверх и наружу, и находиться с вертлужным углублением на разных уровнях;
  2. Вывих. Головка бедренной кости значительно смещается вверх и наружу, контакт между вертлужным углублением и головкой теряется;
  3. Предвывих. Нарушается центрация головки тазобедренной кости в углублении.

На картинке изображен вывих тазобедренного сустава:

При заднем вывихе повреждённая нога будет немного согнута в колене и повёрнута внутрь. При задненижнем повреждении тазобедренный сустав деформируется. Передний вывих характеризуется разворотом конечности наружу, сгибанием в колене и тазобедренном сочленении. При передневерхнем и предненижнем повреждении уплощается ягодичная часть. Только в первом случае головка бедра смещается от тазобедренной артерии кнаружи, а во втором – кнутри.

Часто при вывихе бедра отрывается часть вертлужного углубления, и повреждается хрящ головки. При задненижней травме повреждается седалищный нерв. Передний вывих грозит ущемлением бедренных сосудов, а предненижний – повреждением запирательного нерва.

При давнем вывихе клиническая картина не такая яркая. Боль постепенно снижается, компенсируется деформация и укорочение повреждённой ноги за счёт наклонения таза. Как следствие, увеличивается изгиб поясничного отдела позвоночника и проявляется лордоз.

При возникновении первых признаков вывиха тазобедренного сустава, нужно обратиться к врачу. Специалист проведёт необходимые исследования, установит точный диагноз и назначит грамотное лечение.

Ультразвуковое исследование тазобедренного сустава поможет выявить патологию. Это безопасный и достоверный способ выявления любой степени травмы. При подозрении на вывих бедра у детей врачи рекомендуют провести исследование, чтобы как можно раньше определить травму и начать лечение.

Для пациентов от 3 месяцев проводят рентгенографию тазобедренного сочленения, которая поможет выявить подвывих, вывих или предвывих бедра у ребёнка.

Хотя определить травму на ранней стадии достаточно тяжело, так как она проявляется скрытыми симптомами. Поставить точный диагноз поможет рентген.

Рентгенограмма позволит выявить нарушение развития тазобедренного сочленения и размещение головки бедренной кости по отношению к вертлужному углублению.

Основной показатель стабильности тазобедренного сочленения – это угол наклона верхушки вертлужной впадины. Чем он круче, тем надёжнее зафиксирован сустав. Этот показатель поможет выбрать наиболее подходящий метод лечения и профилактики вывиха бедра.

Лечение вывиха тазобедренного сустава проводят консервативным и хирургическим методом. В первом случае для восстановления повреждённого сустава применяют ортопедические конструкции, которые правильно фиксируют головку бедра по отношению к тазовой кости. Как следствие, сустав нормально развивается.

Способы консервативного лечения врожденного вывиха бедра у детей:

  • Стремена Павлика – это метод терапии, который предназначен для пациентов до 6 месяцев. Этот способ эффективен для младенцев в этом возрасте и чаще всего является первым применяемым методом терапии. Однако чтобы лечение дало положительный результат, врач должен регулярно проверять состояние пациента. Метод Павлика уменьшает вероятность повреждения головки бедренной кости и сохраняет подвижность конечностей на период лечения, а это очень важно;
  • Метод Сплинтера – это способ лечения, во время которого разведённые конечности фиксируют металлической конструкцией. Приспособление удерживает ноги в правильном положении и тазобедренный сустав правильно развивается;
  • Широкое пеленание — между ног ребёнка прокладывают 2 пелёнки, которые придают им правильное положение (сгибание и отведение в области тазобедренного сочленения). А третью пелёнку применяют для фиксации конечностей. Этот способ применяют для профилактики и терапии вывиха бедра. Однако многие врачи утверждают, что этот метод малоэффективный.

При своевременном выявлении можно избежать вывиха и других патологий тазобедренного сочленения.

Чтобы лечение прошло быстро и безболезненно, нужно диагностировать проблему как можно раньше. При появлении подозрений на вывих, следует обратиться к врачу, который назначит УЗИ или рентген.

Похожие статьиОперативное вмешательство

Если консервативное лечение оказалось безрезультатным, то проводят хирургическую терапию. Оперативная коррекция позволяет реконструировать тазобедренное сочленение. Данный метод лечения больше подходит детям в старшем возрасте.

Таким образом, хирургическое вмешательство уместно в следующих случаях:

  • Консервативное лечение не было эффективным;
  • Вывих бедра диагностирован поздно, а поэтому без операции не обойтись.

Решение о выборе хирургического вмешательства принимает лечащий врач на основе проведённых исследований. Иногда для выздоровления нужно провести одну процедуру, а в более сложных случаях не обойтись без серии операций, которые помогут восстановить тазобедренный сустав.

Методы хирургического лечения:

  • Закрытая редукция. Во время процедуры врач манипулирует повреждённой конечностью, чтобы вернуть головку бедра в вертлужное углубление. В некоторых случаях сухожилие в паховой области нужно увеличить, чтобы головка бедра поместилась во впадину. Для этой цели на пациента накладывают гипс (на обе конечности, на 1 ногу и половину второй или полностью на одну конечность), чтобы стабилизировать сухожилия и связки. Через 6 недель гипсовую повязку снимают, а ребёнка осматривают под анестезией. Если сустав всё ещё не стабильный, то гипс накладывают повторно;
  • Тенотомия – это процедура, во время которой удлиняют сухожилия;
  • Открытая редукция – это манипуляция, во время которой головку бедренной кости помещают напротив вертлужной впадины. Во время процедуры разделяют и удлиняют сухожилия и суставные капсулы. В момент стабильности тазобедренного сочленения ногу устанавливают в корректное положение. Открытую редукцию проводят только после появления костного ядра (головка бедра преобразовалась из хряща в кость);
  • Ротационная остеотомия – это процедура, во время которой бедренную кость перестраивают, чтобы сделать её более стабильной. Бедро разрушают под суставной головкой и разворачивают так, чтобы оно приняло правильное положение. Металлические пластины делают сустав более стабильным;
  • Остеотомия таза. Главная цель операции – перепрофилировать таз, для этого углубляют впадины и используют болты и костные трансплантаты;
  • Артограмму применяют, если Сплинтер не был эффективным или вывих диагностировали в старшем возрасте, когда этот метод уже поздно использовать. Пациента осматривают под наркозом, при этом проводится рентгенограмма сустава. После этого хирург решает закрытая или открытая редукция будет проведена.

После артограммы пациенту накладывают гипс и выписывают. После хирургического вмешательства он будет вынужден находиться в стационаре несколько суток.

Реабилитация после операции

Физиотерапия во время лечения вывиха позволяет ускорить выздоровление. Она помогает укрепить связки, мышцы, улучшить кровообращение, восстановить упругость тканей и двигательную функцию.

Читайте также:  Лфк для плеча при вывихе

Особое место в период реабилитации занимает лечебная физкультура, которую проводят в несколько этапов:

  • I этап – пациент выполняет лёгкие упражнения, которые предотвращают атрофию мышц. Следующие упражнения позволяют сохранить подвижность в тазобедренном суставе. Их проводят, только если отсутствуют серьёзные повреждения мышц и связок;
  • II этап предназначен для восстановления двигательной функции суставов и нормализации их работы. В этот период пациент выполняет активные и пассивные упражнения. Если врач разрешит, то нагрузку можно увеличить, включив в комплекс упражнения с подъёмом веса и плавание;
  • III этап состоит из упражнений на силу и выносливость. Пациент занимается на тренажёре, бегает, выполняет специальные упражнения.

При аномальном вывихе пострадавший выполняет лёгкие сгибания/разгибания ног под углом 90°. Потом он постепенно переходит к разводящим, сводящим и вращающим движениям.

Массаж при вывихе бедра стимулирует обмен веществ в тканях, предотвращает их атрофию, укрепляет мускулатуру, восстанавливает двигательную функцию. Мануальную терапию применяют через 24 часа после вправления кости. Во время процедуры специалист массирует здоровый участок тазобедренного сустава. Со временем площадь массажного воздействия можно увеличивать, приближаясь к больному участку. Потом нужно аккуратно массировать те мышцы, которые травмировались во время вывиха.

Массажист выполняет поглаживающие, выжимающие (локтями) и разминающие (пальцами) движения. При появлении боли нужно уменьшить интенсивность нажима. Один сеанс длиться 5 минут.

Если массаж не вызывает боли, то нужно выполнять концентрические поглаживающие движения, резкие щипки и выжимания. Кроме того, специалист дополняет процедуру клювообразным растиранием повреждённого участка ладонью.

Чаще всего во время травматического вывиха тазобедренного сустава повреждаются кровеносные сосуды, которые насыщают головку бедра питательными веществами. Как следствие, развивается её асептический некроз (ткани суставной головки отмирают, из-за недостаточности кровообращения). Заболевание сопровождается болью, пациент практически не может самостоятельно двигаться. В таком случае не обойтись без эндопротезирования тазобедренного сочленения.

Кроме того, во время травмы может быть ущемлён седалищный нерв, который располагается рядом с тазобедренным суставом. Это осложнение проявляется болью в задней части конечности, расстройствами движения, чувствительности повреждённой конечности, вплоть до паралича (при разрыве нерва). Кожный покров пересыхает, появляются язвы.

Если смещённая головка бедренной кости сдавит кровеносные сосуды, то нарушается кровообращение в ноге. Важно как можно раньше устранить травму, в противном случае через время костная ткань начнёт отмирать.

При повреждении запирательного нерва нарушается развитие мышц на внутренней части бедра.

Врождённый вывих тазобедренного сустава у детей

По статистике, у 3% новорожденных диагностируют врождённый вывих бедра. Эта патология возникает в результате нарушения развития органов и тканей, когда тазобедренный сустав неправильно формируется в 1 триместре беременности. Дисплазия часто возникает вследствие генетической предрасположенности.

Врожденный вывих бедра у детей может возникнуть вследствие увеличения концентрации окситоцина у матери. Этот гормон провоцирует гипертонус бедренных мышц эмбриона, из-за чего возникает подвывих. Также вывих бедра возникает вследствие неправильного внутриутробного положения или сложных родов.

Новорожденных лечат двумя способами – консервативным и хирургическим. В первом случае лечение проводят с использованием ортопедических конструкций, которые подбирают отдельно для каждого пациента. Лучше всего начинать лечение с первых дней жизни, тогда головка бедра быстрее встанет в суставную впадину.

Хирургическое вмешательство необходимо, когда консервативным метод оказался неэффективным или через 3 месяца после рождения младенца. Кроме того, операцию проводят, если подвывих трансформировался в вывих.

Иногда у детей повреждены оба тазобедренных сочленения. При отсутствии лечения подвывих переходит в вывих, а потом головка бедра выходит из вертлужного углубления. Новорожденный не в состоянии ползать, ходить, а повзрослев, хромает. Поэтому заметив неладное, нужно сразу же отвезти малыша в больницу, чтобы уточнить диагноз и начать лечение. В противном случае ребёнок может остаться инвалидом.

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

рону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 8 лет работаю массажистом и костоправом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать свои задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с вашим специалистом.

источник

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.
Клиническая картина врожденного вывиха бедра проявляется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся). Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой. В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка.

Задачи ЛФК— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра; — формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами); — укрепление мышц, производящих движение в тазобед­ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь); — развитие в полном объеме активных движений в тазо­бедренных суставах;— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.
3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.
Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет). На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение. С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

источник

Дисплазия тазобедренных суставов является врожденным заболеванием, при котором отмечается нарушение строения вертлужной впадины, головки бедра, связок. При отсутствии необходимого лечения в раннем возрасте, наблюдаются изменения со стороны близлежащих структур: таза, позвоночника, непораженного сустава. Часты случаи коксартроза на фоне дисплазии.

Заболеванием страдают в основном девочки, а у мальчиков эта патология наблюдается в 4–6 раз реже. В целом дисплазия тазобедренного сустава характерна для 2% новорожденных.

Закладка костно-суставного аппарата происходит на первых месяцах беременности. Поэтому воздействие в этот период на организм матери неблагоприятных факторов может спровоцировать нарушения строения суставов.

Распространенность дисплазии возрастает в областях с неблагоприятным экологическим фоном, наблюдаются семейные случаи. Кроме того, существуют и другие причины возникновения патологии, которые в первую очередь касаются организма матери. К ним можно отнести:

  • Родовые травмы.
  • Употребление некоторых лекарств.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Работа во вредных условиях.
  • Пожилой возраст.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Эндокринная патология.
  • Гиповитаминозы.

Есть случаи сочетания дисплазии аномалиями развития других органов и систем, что должно заставить женщин максимально беречь свое здоровье во время беременности. В любом случае необходимо устранить все возможные факторы, чтобы минимизировать риск дисплазии у ребенка.

Выраженность симтоматики у детей зависит от степени недоразвития структур тазобедренного сустава. Однако существует и предболезнь, то есть определенный момент между нормой и патологией.

Поэтому еще до начала заболевания выделяют такое пограничное состояние, как незрелость сустава.

Это может быть у недоношенных младенцев и клинически никак не проявляться.

На этой стадии определяются четкие признаки недоразвития сустава. Клинически это выражается асимметрией кожных складок на ягодицах и бедрах, ограничением отведения, визуальным укорочением конечности.

При исследовании движений у новорожденного определяется симптом щелчка – характерный звук во время отведения бедер.

Эта степень называется предвывихом бедра, поскольку сустав расположен в типичном месте, а смещения кости не наблюдается.

Если на ранней стадии не было произведено своевременной коррекции, то происходят более выраженные изменения в тазобедренных суставах.

Наблюдается неполное смещение головки бедра из суставной впадины. Бедренная кость при этом отклоняется наружу и вверх.

На этой стадии дисплазию принято называть подвывихом бедра, поскольку все же нет полного выхода сустава из впадины.

Прогрессирование патологии еще более усугубляет клиническую картину дисплазии. Возникает полное смещение головки бедра относительно суставной впадины тазовой кости, что говорит о развитии вывиха.

При этом симптомы максимально выражены, ребенок ощущает постоянную боль, плачет.

Поставить правильный диагноз помогают УЗИ и рентгенография, которые указывают на четкие морфологические изменения структур тазобедренного сустава.

Терапия дисплазии тазобедренного сустава направлена на восстановление анатомических взаимоотношений между суставными поверхностями, нормализацию активных движений, развитие мышечного аппарата. Это необходимо для правильного физического и нервно-психического развития детей в дальнейшем.

Лечение дисплазии нужно начинать с момента первого выявления патологии, что должно быть сделано еще в роддоме. Чем младше ребенок, тем пластичнее ткани, активнее их развитие, а поэтому и лечение проходит быстрее и эффективнее.

Необходимо обеспечить комплексное воздействие на суставные структуры с учетом возраста ребенка. Используются такие мероприятия для коррекции дисплазии:

  1. Консервативные методики (широкое пеленание, стремена Павлика, подушка Фрейка).
  2. Лечебная гимнастика (ЛФК).
  3. Массаж.
  4. Физиопроцедуры.
  5. Оперативное лечение.

Известно, что головка бедра вправляется в суставную впадину самостоятельно из положения сгибания и отведения нижней конечности. Поэтому консервативные методы направлены на поддержание бедра именно в такой позиции.

Необходимо также учитывать, что применение различных средств ограничено возрастом малыша: новорожденным и детям до 3-х месяцев проводят широкое пеленание, до полугода – стремена Павлика или подушку Фрейка, а далее – различные виды шин.

При этом контроль за правильностью манипуляций вначале проводят с помощью УЗИ, а после 6 месяцев – по данным рентгенографии.

Без проведения адекватной терапии дисплазия тазобедренного сустава в дальнейшем приведет к глубоким нарушениям костно-суставной системы и ранней инвалидности. Лечить болезнь нужно сразу, чтобы дети были здоровы в будущем.

Читайте также:  Как подвязать руку при вывихе

Лечебная гимнастика является обязательным компонентом коррекции дисплазии тазобедренных суставов у детей. Упражнения ЛФК должны выполняться мягко, осторожно, чтобы не провоцировать смещение бедра из суставной впадины. Также ребенка нужно правильно держать на руках – за спину, прижимая к себе, так, чтобы он охватывал взрослого ногами.

Детям раннего возраста показаны такие виды упражнений:

  • Из положения лежа на спине сгибать ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах с последующим разведением. Нужно пытаться коснуться при этом его коленками поверхности стола.
  • Сгибание прямых или разведенных ног в тазобедренных суставах с их приведением к голове, плечам, вместе или попеременно.
  • Разведение прямых ног малыша в стороны.
  • Сгибать ноги в коленках так, чтобы получилась поза полулотоса.
  • Поочередное сгибание ног ребенка в коленях и тазобедренных суставах, поворачивая стопы внутрь.
  • Из положения на животе ноги попеременно сгибаются, достигая уровня таза с упором стопы на стол, а затем разгибаются с поднятием вверх.

Упражнения можно чередовать, выполняя ежедневно до 10 раз. Такая гимнастика может проводиться новорожденным и детям раннего возраста совместно с общеразвивающей, эффективно дополняя ее.

Перед упражнениями ЛФК обязательно выполнить массаж. Его техники позволят разогреть мышцы, успокоить ребенка, подготавливая к более интенсивным методам лечения. Выполнять массаж при дисплазии тазобедренных суставов нужно с учетом особенностей детского организма и степени патологии. Все движения проводят осторожно, недопустимы интенсивные прощупывания сустава.

При тазобедренных дисплазиях рекомендованы такие массажные элементы:

  • Общие поглаживания груди, живота, спины, рук и ног. Охватывая нижнюю конечность, проводят спиральные движения к околосуставной зоне.
  • Растирание задней поверхности бедер, ягодиц и спины круговыми и спиральными движениями с некоторым нажимом. Затем проводят местный массаж пораженного сустава, прижимая его одной рукой.
  • Проводят отведение ноги ребенка и ее вращение внутрь, держа за колено другой рукой.
  • После этого вновь осуществляют поглаживание ладонями, прижатыми к коже.
  • Спиральными движениями пальцев или ладони массируют область паховой складки и нижней части ягодиц. После этого растирают область дисплазированного сустава, смещая кожу.
  • Разведя ноги малыша, сгибают их в коленях и выполняют вращение кнутри.
  • Валяние мышц бедер между ладонями.
  • Проведение упражнения «велосипед» – в положении на спине имитировать езду на нем.
  • Проводить поочередное сгибание и разгибание ног ребенка, охватывая их за голени и одновременно разминая икроножные мышцы.
  • Поглаживание и растирание спины, имитация ползания.
  • Массаж ягодиц с поглаживанием, разминанием и похлопыванием.
  • Растирание поясницы, околосуставной зоны.
  • Упражнение под названием «парение» – поднять малыша, удерживая его на ладони под тазом и грудью.

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов в раннем возрасте и у новорожденных проводится лежа. После полугода уже возможны упражнения в положении сидя и стоя. Однако, необходимо помнить, что их можно проводить только после консультации детского ортопеда, чтобы не навредить пораженному суставу.

Выполнение массажа лучше доверить опытному массажисту, который владеет техниками лечебного воздействия при дисплазиях у детей.

Массаж органично сочетается с упражнениями ЛФК для детей. Такое лечение начинают как можно раньше — еще у новорожденных, чтобы избежать прогрессирования болезни, перехода дисплазии в более тяжелую форму и будущих осложнений.

Зарегистрировавшись и оплатив подписку на сайте Вы получите:

  • доступ к бесплатному скачиванию любого платного материала;
  • бесплатную консультацию врача по применению комплексов упражнений и методике проведения занятий ЛФК;
  • 50% скидку на консультацию психолога.

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­
ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­
щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­
ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на
себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­
ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками
вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—
4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное
разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).
Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­
тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3—
4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­
тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: