Физическими упражнения при утомлении

Главная » Физическая культура для студентов » 43. Упражнения для снижения утомления при умственной деятельности

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст

1. Без имени
2. Основные термины и понятия физической культуры
3. Физическая культура как часть культуры личности студента
4. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов
5. Цель и задачи физической культуры
6. Распределение студентов по учебным отделениям
7. Основные средства общей и специальной физической подготовки для студентов основного и подготовительного отделений
7.1 Современные оздоровительные системы
8. Основные средства общей и корригирующей физической подготовки для студентов специального учебного отделения
9. Зачетные требования, предъявляемые к студентам основного, подготовительного и спортивного отделений
10. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности
11. Физическая культура как учебная дисциплина
12. Основы здорового образа жизни
13. Профилактика вредных привычек.
14. Оздоровительно-профилактическая роль физических упражнений
15. Принципы и сущность педагогических средств физического воспитания
16. Средства и методы восстановления организма
17. Методы развития физических качеств. Структура мышечных волокон
18. Сила как физическое качество
19. Гибкость как физическое качество
20. Быстрота как физическое качество
21. Ловкость как физическое качество
22. Физиологические механизмы воспитания выносливости
23. Методы самоконтроля
24. Оценка общего уровня соматического здоровья студентов
25. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма
26. Диагностика состояния организма. Врачебный, педаго­гический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности.
27. Физическая культура и спорт как общественной явление
28. Принципы энергообеспечения организма человека при мышечной работе
29. Утомление и восстановление
30. Энергообеспечение сердца при мышечной работе
31. Значение физической активности для профилактики заболеваний
32. Физические упражнения как средство активного отдыха
33. Физические упражнения производственной гимнастики
34. Формы производственной гимнастики
35. Гигиеническая гимнастика как оздоровительное средство в режиме дня
36. Оценка тренированности сердечнососудистой системы
37. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)
38. Классификация физических упражнений
39. Понятие, сущность, структура и содержание профессионально-прикладной физической подготовки
40. Рабочие нагрузки и состояние позвоночника
41. Средства укрепления поясничного отдела позвоночника
42. Средства укрепления шейного отдела позвоночника
43. Упражнения для снижения утомления при умственной деятельности
44. Формы и средства физического воспитания детей
45. Возрастные периоды и гетерохронность развития детей
46. Основные задачи физического воспитания детей
47. Становление различных форм движений и физическое воспитание детей преддошкольного возраста
48. Анатомо-физиологические особенности и физическое воспитание детей дошкольного возраста
49. Особенности физического воспитания младших школьников
50. Средства физического воспитания учащихся 1-4-х классов
51. Анатомо-физиологические особенности и физическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста
52. Средства физической культуры учащихся 5-9-х классов
53. Инновационные технологии оздоровительно-развивающей направленности, рекомендуемые для занятий физической культурой
54. Физическая культура в научной организации труда
55. Физическая активность основа жизнедеятельности организма человека
56. Возрастные изменения в организме человека в процессе старения. Классификация периодов жизни взрослого человека.
57. Использование средств физической культуры на этапах возрастного развития взрослого человека
58. Характеристика основных форм двигательных режимов для занятий физической культурой людьми зрелого и старших возрастов
59. Проблема ожирения в современном мире
60. Изменения в костной ткани (остеопороз)
61. Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений
61.1 Примерная тематика рефератов для студентов ЛФК и СМГ

« назад Оглавление вперед »
42. Средства укрепления шейного отдела позвоночника &#0171 | &#0187 44. Формы и средства физического воспитания детей

источник

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья меньшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • интересные люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • короткие рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • любимая музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • праздники и традиции (808)
  • простые рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Иногда кажется, что жизненных сил совсем не осталось, «только встал и уже устал». Это типичная характеристика синдрома хронической усталости. Но разве мы физически работаем больше, чем наши родители или деды? Нет. Физическая нагрузка снизилась в разы! От чего же мы так устаем?

В этом и парадокс. После физических упражнений мы ощущаем приятную усталость. Но если такую же высокую нагрузку ощущает наш мозг, то состояние напряжения становится постоянным. Калейдоскоп информационных отрывков, колоссальное количество необработанных событийных материалов вызывает крайнее перенапряжение. В природе такой калейдоскоп невозможен, он создан искусственно, поэтому защитного механизма у нас просто нет. Вспомните, что происходит с умным смартфоном, когда вы быстро нажимаете на иконки, задавая ему множество различных команд, переключая с одного на другое. Смартфон начинает «глючить», или он попросту выключается, чтобы перезагрузиться. То же самое происходит с нашим мозгом в режиме скоростной смены потоков разрозненной информации. В этом случае мозг даже во сне продолжает оставаться в состоянии напряжения. Мы просыпаемся разбитыми, как будто и не спали.

НАУЧИТЕСЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ. ДАЙТЕ ОРГАНИЗМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЫХАТЬ И ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ ВО СНЕ.

Помните, что любое эмоциональное перенапряжение отражается в теле, вызывая мышечные зажимы. Поэтому на втором этапе важно научиться избавляться от зажимов на телесном уровне. Рекомендация сделать легкий массаж, поплавать работает только в случае легкого переутомления. Если усталость и перенапряжение длительны, то тут поможет, как ни странно, еще большее напряжение. Вот несколько упражнений из практики немецкого психолога В. Райха, которые помогут побороть синдром хронической усталости. Обратите внимание на то, что упражнения следует делать до возникновения умеренных болевых ощущений.

Начнем с подготовки тела для проработки зажимов – тряски. Стоя, закрыв глаза, начинаем «встряхивать» руки и плечи, переходя к мелкому дрожанию. Опускаемся вниз по телу, слегка встряхивая все его части. Это напоминает некоторые движения в восточном танце. Ваша задача – сконцентрироваться не на эстетике, а на «прочувствовании» каждой части своего тела. Поначалу ощущения будут непривычными и достаточно резкими. Но если вы сможете по-настоящему расслабиться, то получите новый опыт общения с телом.

В положении стоя – ноги на ширине плеч, носки внутрь – максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Упритесь кулаками в поясницу и прогнитесь назад. При этом глубоко дышите животом и удерживайте позу около 1–1,5 минуты. Обратите внимание на то, какие участки тела наиболее напряжены. Если вы все делаете верно, то ноги начнут слегка дрожать.

Необходимо лечь на ровную жесткую поверхность. Руки должны лежать вдоль тела. Одновременно достаточно высоко поднимите левую руки и правую ногу. Удерживайте это положение не менее 30 секунд, затем смените руку и ногу. Сделайте 10–15 повторов.

Примите удобное положение. Можно стоять, можно сидеть, это неважно. Максимально высоко поднимите плечи и удерживайте их в таком положении 15 секунд, затем сбросьте напряжение, опустив плечи.

Сидя или стоя опустите подбородок к груди и медленно сделайте полукруг от одного плеча к другому. Потом запрокиньте голову назад и также опишите полукруг. Внимание: не нужно стремиться сделать полный круг, выполняйте упражнение поочередно.

Из положения стоя наклоните туловище вперед. Нужно, чтобы угол наклона составлял примерно 75 градусов по отношению к бедрам, а руки при этом свободно свисали вниз. Выполните несколько покачиваний из стороны в сторону, добиваясь полного расслабления в плечах и предплечьях. Длительность упражнения примерно 4 минуты.

СОННОЕ ЦАРСТВО

И в завершение несколько слов о том, как научиться расслабляться и добиваться качественного сна, который даст возможность полностью отдохнуть и восстановиться.

1. Перед сном важно принять горячий душ или ванну (не дольше 10 минут). Благодаря этой нехитрой процедуре, тело начнет постепенно остывать, когда вы будете находиться в постели. Это поможет плавно перейти в режим отдыха.

2. Не читайте в постели перед сном новостную ленту, не смотрите фильмы! Кто-то говорит, что чтение перед сном помогает ему легче уснуть. Я не соглашусь. Уснуть да, выспаться нет. Лучше подумать о чем-то хорошем, что произошло в этот день, сконцентрироваться на приятном.

3. Невероятно мощная техника расслабления – «особое дыхание». В течение 3–5 минут перед сном дышите только левой ноздрей, зажав правую пальцем. Эта техника прекрасно снимет напряжение, поможет успокоиться и переключиться на отдых.

источник

Как избавиться от усталости? Особенно от хронической усталости? Этот вопрос задают очень часто. Синдром хронической усталости становится болезнью века, и в первую очередь это касается жителей больших городов. Офисный стиль жизни, сидячая работа, стрессы, удаленность от здоровых способов релаксации на природе способствуют развитию синдрома хронической утсалости, хотя у него, конечно, может быть и множество специфических причин, связанных с проблемными зонами в состоянии здоровья каждого конкретного человека. Однако главная причина — это низкий уровень энергии и зашлакованность организма. Существуют системы двигательных и дыхательных практик, которые позволяют значительно повысить энергетику человека. Одна из наиболее доступных — и по технике выполнения, и по необходимому для занятий времени — это энергетическая гимнастика Гермеса. Вдобавое рекомендую трижды в неделю выполнять комплекс йоги, состоящий из упражнений, подобранных индивидуально, с учетом вашего состояния здоровья.

Ниже приводится описание упрощенного комплекса энергетической гимнастики Гермеса, доступного для домашних занятий без наблюдения инструктора. Если вопрос — как избавиться от усталости? — стал уже для вас практически риторическим, попробуйте заниматься ежедневно хотя бы по утрам. Синдром хронической усталости отступит буквально через пару месяцев.

Предлагаемый комплекс упражнений направлен на зарядку организма энергией и в этом плане имеет то же назначение что и упражнения, даваемые в «Хатха-йоге» по поглощению праны. Комлекс состоит из серии упражнений по подготовке организма к приёму энергии, набора энергии, распределения её по всему телу.

Перед началом комплекса необходимо вывести организм из состояния сна, разбудить его и приготовить к поглощению энергии. В качестве минимальной нагрузки допускается 5 мин. бега на месте. Пробежку лучше всего проводить босиком, обнажённым по пояс. Энергетическая гимнастика Гермеса выполняется при максимально обнажённом теле, так как энергия поступает через открытую поверхность кожи.

Во время выполнения упражнений необходимо полностью сконцентрировать внимание на их выполнении и на поглощении энергии. В связи с этим выполнять упражнения лучше всего с закрытыми глазами, а перед началом упражнений несколько раз провибрировать мантру «А-О-УМ» — это быстро помогает сосредоточиться и отключиться от всех проблем. Можно использовалть и любую другую методиму сосредоточения или не использовать вообще ничего, главное — это приступить к выполнению упражнений с отсутствием любых других мыслей и эмоций кроме мысли о выполнении упражнений.

Для стабилизации энергии в теле полезно принятие попеременно холодного и горячего душа продолжительностью по 2 минуты каждый. Контрастность душа постепенно нарастает и после 3-го месяца занятий, достигнув своего максимума, остаётся постоянной, общая продолжительность времени удваивается. Процедура всегда начинается с холодного душа и заканчивается горячим. Добавим, что эта процедура вообще является незаменимым средством, если необходимо срочно избавиться от усталости.

Комплекс упражнений по набору энергии выполняют 2 раза в день: утром и перед сном, но вечером без разминки. Увеличение энергетического потенциала организма в ряде случаев уже через полгода систематических занятий позволяет создать вокруг тела мощную энергетическую «шубу», резко повышающую сопротивляемость организма к таким факторам, как повышенная активность солнца, перепады давления, низкие температуры и др.

Значительно улучшается здоровье, укрепляется нервная система, сон становится крепким, излечиваются многие болезни, такие как астма, гипертония, склероз и многое другое, срок выздоровления больных сокращается в 3-4 раза по сравнению с обычными способами лечения, повышается сопротивляемость к заболеваниям и повышается физическая выносливость, так что о синдроме хронической усталости вы скоро благополучно забудете. Кроме того, в результате большого запаса энергии, организм сможет полностью пережигать и выводить все ядовитые вещества, поступающие вместе с пищей и питьём.

В принципе, человек, практикующий энергетическую гимнастику Гермеса, не должен болеть вообще или уж в редких случаях. Но в большинстве случаев, конечно, одной только энергетической гимнастики недостаточно. Значительно возрастает продолжительность жизни. Освоение комплекса открывает широкие возможности к самосовершенствованию. Заниматься Гимнастикой Гермеса можно в возрасте от 23 до 70 лет. Современный городской житель может выдержать ритмику упражнений с дыхательными импульсами длительностью в 4 сек. Некоторые наиболее одарённые люди уже через год систематических занятий могут довести импульс до 6 сек. Повышение импульса до 8-12 сек. может привести к тяжёлым отрицательным последствиям, так как организм не сможет усваивать и контролировать такой уровень энергии.

Энергетическая гимнастика Гермеса состоит из двух этапов. На 1-м выполняется три силовых упражнения по приёму энергии. На 2-м этапе выполняются четыре эластичных упражнения для равномерного распределения воспринятой энергии по чакрам, по всему телу и органам. Во время выполнения силовых упражнений должна быть непринуждённость в движениях (смысл всех поз заключается в обеспечении наибольшего напряжения и максимального расслабления определённых групп мышц). Начинать заниматься нужно с небольших напряжений мышечной системы, чтобы время, затрачиваемое на момент перехода мышц из состояния напряжения в состояние росслабления было как можно меньше. По мере привыкания мышечное напряжение необходимо увеличивать, но при этом не нужно забывать, что переход в состояние расслабления должен быть мгновенным. Все упражнения делать по 4 раза.

Силовые упражнения построены на ритмических мгновенных переходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Перед напряжением всей мышечной системы делается короткий резкий вдох с нанесением сильного удара воздушной струёй по носоглотке, но с минимальным пропуском в сами лёгкие. В результате такого вдоха с последующим напряжением мышечной системы в теле создаётся вакуум эфирной энергии и она начинает быстро поступать через поверхность кожи. Выполнение упражнений должно точно совпадать с ритмикой дыхания.

Читайте также:  Утомление как биохимический процесс

Упражнения по равномерному распределению энергии в теле выполняются плавно, дыхание глубокое, ритмичное.

Силовые упражнения по набору энергии

Первое упражнение «Крест» — повторить 4 раза

1. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела и максимально расслаблены, как и всё тело, дыхание свободное. Пауза 4 секунды.

2. Мгновенный резкий вдох — «хлопок» носом, одновременно пальцы рук сжимаются в кулаки, руки выбрасываются в стороны на уровень плеч и отводятся за спину, запрокидывается голова, тело максимально прогибается, все мышцы напрягаются до предела. Задержка дыхания — 4 сек.

3. Выдох — мгновенный, шумный, всей грудью, ртом со звуком «ХО». В это время тело броском сгибается вперёд так, что вытянутые руки почти достигают пола. Взмах руками крест-на-крест (для правильного направления потока энергии) и возврат в исходное положение. К этому моменту мышцы должны быть уже полностью расслаблены. Пауза 4 секунды.

Второе упражнение «Топор» — повтор 2 раза через правую сторону и два раза через левую сторону

1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, колени прямые, тело наклонено вперед, руки свисают, почти касаясь пола, мышцы расслаблены, дыхание свободное. Пауза 4 секунды

2. Пальцы рук сцепить в замок, резкий короткий вдох 4 сек, распрямить спину, руки идут как взмах топором через правую сторону. Голову закинуть, тело максимально прогнуть назад. Все мышцы напряжены до предела, задержка дыхания на 4 сек.

3. Резкий выдох через рот с возвратом в исходное положение. Наклон вперед, руки свешены, расцеплены, расслаблены. Выдерживаем 4 секунды.

Третье упражнение «Дискобол» — повторить 2 раза бросок правой, 2 раза левой рукой

1. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки висят. Тело расслабленно, дыхание свобод-ное. Отсчитываем 4 секунды.

2. Мгновенный резкий вдох — «хлопок» носом, одновременно пальцы рук сжимаются в кулаки, правая рука слегка согнута, выбрасывается вперёд на уровень лба, левая отводится вниз — назад, за спину, корпус разворачивается в сторону воображаемого броска. Принимается поза человека, замершего в момент броска диска. Все мышцы максимально напряжены. Ноги от пола не отрываются. Задержка дыхания в позе — 4 сек .

3. Выдох мгновенный, шумный, ртом, с одновременным возвращением в исходное положение, с поворотом по винтовой линии вправо. Тело расслаблено, дыхание свободное. Находимся в таком положении 4 сек.

Упражнения по равномерному распределению поглощенной энергии в теле

Первое упражнение – повторить 4 раза

1. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вытянуть прямо перед собой, ладони вытянуты вперед и сомкнуты вместе.

2. Вдох через нос в течение 4 сек, энергично, но плавно, как бы накачивая воздух, одновременно руки развести в стороны на уровне плеч. К концу вдоха достичь максимального напряжения. Задержка дыхания на 4 сек.

3. Руки отвести за спину. Выдох через рот в течение 4 сек, плавно, со звуком «хо», с удовольствием, немного наклоняя тело вперед и одновременно плавно возвратить руки в исходное положение – руки перед собой, ладони соединить.

Второе упражнение – повторить 4 раза

1. Исходное положение: ноги слегка расставить, туловище наклонить, пальцы рук касаются пальцев ног, колени прямые, можно чуть-чуть согнуть. Тело расслаблено.

2. Вдох 4 сек, тело выпрямить, руки вытянуть вперед на уровне груди. Далее руки поднять над головой, прогнуться назад. Все тело напряжено. Задержка дыхания на 4 сек.

3. Выдох 4 сек – плавно вернуться в исходное положение. Тело расслаблено, дыхание свободное.

Третье упражнение – повторить 4 раза (2 раза поворот в правую, 2 раза в левую сторону)

1. Исходное положение: встать прямо, ноги на уровне плеч, руки поднять в стороны на высоте плеч. Тело расслаблено

2. Вдох 4 сек, энергично, но плавно, поворот вправо так, чтобы видеть стену за спиной, не отрывая ног от пола – задержка дыхания на 4 сек. Тело напряжено.

3. Выдох 4 сек – плавно вернуться в исходное положение. Тело расслаблено, дыхание свободное.

Четвертое упражнение – повторить 4 раза (2 раза с вращением в правую, 2 раза в левую сторону)

1. Исходное положение: лечь на спину, ладони под затылок, ноги вытянуть. Максимально расслабиться.

2. Вдох 4 сек, поднять ноги перпендикулярно полу.

3. Задержкой дыхания на 4 сек, одновременно произвести 2 вращательных движения ногами вправо.

4. Выдох через рот в течение 4 сек – плавно опустить ноги в исходное положение.

Энергетическую гимнастику Гермеса можно делать дважды в день: утром после сна как зарядку и вечером для восстановления сил после работы, но не позднее чем за полтора часа до сна. Вечером она делается без разминки, а продолжительность контрастного душа уменьшается вдвое.

Увеличивать задержки дыхания более 6 секунд не рекомендуется.

Вначале освоения комплекса можно делать упражнения только по утрам и в привычное время.

Необходимо контролировать самочувствие. Если спустя некоторое время после выполнения упражнений вам становится тяжело — значит необходимо снижать нагрузки. Естественно на полный желудок комплекс не выполняется.

А если что-то в описании упражнений осталось непонятным, здесь можно посмотреть видео упрощенного варианта энергетической гимнастики Гермеса.

источник

Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя и не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.

Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.

Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.

Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.

Выпрямить спину, теле расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.

Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.

Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).

Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.

В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .

В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Упражнения для головы и шеи.

Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.

Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

Эффект: расслабление мышц шее и лица.

Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они «посмотрели» друг на друга. Движение — только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.

Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.

Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.

Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.

Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.

Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова — глубокий вдох.
На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох — и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.

источник

Люди, живущие с синдромом хронической усталости (СХУ) быстро узнают на себе, что любое напряжение, будь то физическая активность или сложные психические проблемы, имеют последствия: они часто чувствуют себя хуже в ближайшие несколько дней.

Ввиду сильной усталости и других симптомов синдрома хронической усталости, рекомендованная на регулярной основе физическая активность не менее 30 минут в день, просто невозможна для большинства людей с этим заболеванием.

На самом деле, большинство пациентов с хроническим синдромом усталости парализованы своей болезнью, так долго, что им не хватает мышечной силы и тонуса. Без мышечной силы, даже несколько минут на беговой дорожке могут привести к значительным болям в суставах.

Однако, умеренные занятия спортом и, знание своих физических возможностей, поможет больным хронической усталостью поддерживать свои силы и регулярно заниматься упражнениями.

Разработка программы упражнений, когда у вас есть хроническая усталость

Физические упражнения очень важны, даже если у вас есть синдром хронической усталости. В действительности, правильный вид упражнений может помочь вам сохранить мышечную силу и тонус, несмотря на сильную усталость.

Ключ к сбалансированию хронической усталости и физических упражнений – очень, очень умеренные занятия:

  • Старт на том уровне, который является приемлемым для вас. Если все, что вы можете сделать, это лежать в постели, лягте на спину и сделайте несколько движений руками и ногами для увеличения силы.
  • Наращивайте темп постепенно. Как только вы сможете сидеть в кресле в течение некоторого времени, возьмите банку воды в каждую руку и делайте легкие движения, типа лифт.
  • Ставьте перед собой реалистичные цели. После того, как вы восстановили свои силы, начните аэробные упражнения в течение коротких периодов времени – несколько минут на беговой дорожке или прогулку по тротуару. Делайте то, что вы можете. Для многих пациентов с СХУ, иметь силы для ежедневных задач, уже достаточно.
  • Быть дисциплинированным. Что бы вы ни делали, делайте это регулярно. Затем вы можете постепенно добавлять нагрузку, например, 30 секунд каждые несколько дней к своей прогулке.
  • Меняйте упражнения. Лучший подход к занятиям, это перемешивать упражнения – делать аэробные упражнения в один день и растяжку или тонизирующие упражнения на следующий день.
  • Не переусердствуйте. Будут дни, когда вы будете чувствовать себя великолепно и будете испытывать желание удвоить запланированное время для упражнений. Сопротивляйтесь этому: существенное увеличение физической активности вызовет ухудшение симптомов хронической усталости.
  • Отдых. Здравоохранение рекомендует 1:3 соотношение времени, затрачиваемого на тренировки, к времени для отдыха. Другими словами, для двух минут на беговой дорожке, потребуеться шесть минут отдыха.

Физические упражнения очень важны, но если вы уже давно живете с хронической усталости, вы, вероятно, знаете, что приведет вас к серьезной усталости и обострению симптомов. Полезно иметь установленный порядок, если бывают дни, когда вы чувствуете себя ужасно, или знаете, что ваше тело не будет реагировать хорошо на упражнения, дайте себе передышку в такие дни. И при попытке постепенно увеличить свое время занятий только, чтобы обнаружить, что ваши симптомы хронической усталости ухудшаются, на уровень активности, которая работала на вас.

источник

При чрезмерном напряжении глаз, вы часто прищуриваетесь и сдвигаете брови. Поднимите вверх брови и откройте глаза как можно шире. Одновременно откройте рот, растягивая мышцы вокруг носа и подбородка, и высуньте язык. Удержите такую растяжку 5-10 секунд.

Рис. 7 Упражнения при чрезмерном зрительном утомлении

Упражнения для укрепления окологлазных мышц:

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения выполняются сидя, каждое повторяется 3-4 раза. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

Упражнения для улучшения кровообращения в глазах и улучшения циркуляции внутриглазной жидкости:

Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Выполняется сидя. Закрыть веки. Массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа к наружному краю глаза, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот).

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Читайте также:  Утомление может быть охарактеризовано как

Упражнения для улучшения координации движений глаз и повышения устойчивости вестибулярного аппарата:

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.

Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раз.

Выполняется стоя. Вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз, посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев левой руки; посмотреть в левый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза.

1. И.п. – сидя, спина прямая, голова в среднем положении. Наклоните голову вперед, при этом держите подбородок подтянутым к шее и тянитесь лбом к грудине. Медленно вернитесь в и.п.

2. И.п. – то же. Наклоните голову назад, подбородок должен быть подтянут к шее, чтобы не произошло растяжение шейных связок. Медленно вернитесь в и.п.

3. И.п. – то же. Отведите подбородок вверх и в сторону. Опустите голову, верните ее в среднее положение и расслабьтесь. Повторите упражнение в противоположную сторону.

4. Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

5. Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

6. Поверните подбородок к левому плечу, чтобы создать напряжение в правой половине шеи. Удерживайте разумную растягивающую нагрузку 5-10 секунд. Плечи должны быть расслаблены и опущены. Не задерживайте дыхание.

7. Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

8. Встаньте прямо, не напрягаясь. Опустите подбородок на грудь и поворачивайте голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок – спины, другое ухо – второго плеча, подбородок – груди. Делайте это упражнение медленно, растягивая мышцы шеи. Вращайте голову 20 раз в одну сторону и столько же раз в другую.

9. Встаньте прямо, ноги вместе или слегка расставлены. Поднимите плечи как можно выше и плавно отводите их назад, а затем вперед как можно дальше. Повторите упражнение 15 раз. После небольшой паузы сделайте эти движения 15 раз в обратном направлении.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе на клавиатуре

Количество пауз в течении часа должно быть не менее 4.

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

Паузы следует делать через каждые 10-15 минут.

Длительность пауз составляет 30-40 секунд.

После 1 часа работы следует выполнять комплексную физкультминутку с включением в нее упражнений на все функциональные системы, подверженные утомлению.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной графической работе за ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— третья пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе в Интернете

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз в зависимости от рабочей позы:

1. Если вы сидите за ПК, подпирая рукой подбородок, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

2. Если вы сидите перед экраном монитора, откинувшись на спинку стула, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

-четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной вычислительной работе на ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления спины,

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при выполнении учебных заданий с использованием ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с кисти

1. Выпрямляйте пальцы и разводите их в стороны, пока не почувствуете напряжения. Подержите 10 секунд и расслабьтесь.

2. Согните пальцы в суставах и держите 10 секунд. Расслабьтесь.

3. Cидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц глаз и активации вестибулярного анализатора

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа — на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его — на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 — прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо — на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц спины

Сцепив пальцы в замок на затылке, разведите локти в стороны, чтобы они оказались на одной линии с туловищем. Попробуйте свести лопатки вместе и ощутите напряжение в верхней части спины. Держите позу 4-5 секунд, ощущая, как спадает напряжение, затем расслабьтесь.

Вытянув руки над головой и соединив ладони вместе, потянитесь руками вверх и немного назад. Во время растяжки сделайте вдох. Держите растяжку 5-8 секунд, не задерживая дыхания.

Встаньте, слегка согнув ноги в коленях, и положите ладони рук пальцами вниз на поясницу чуть выше бедер. Плавно подталкивайте поясницу вперед, чтобы создать растяжение в этой части тела. Держите 10 секунд. Повторите движение дважды.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц шеи

Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

Перечисленные выше упражнения соединяются в комплекс для проведения физкультминутки после работы на ПК более одного часа.

источник

При средней степени утомления необходимо уменьшить количество повторений упражнений, амплитуду и скорость движений, а также общее время занятий.

При признаках переутомления нужно временно прекратить занятия и посоветоваться с врачом. При резком ухудшении состояния, подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются. Самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Самонаблюдение желательно выполнять в одни и те же часы: до начала занятий и после занятий.

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ Обычно утомление является естественным состоянием любого здорового человека, ведущего рациональный образ жизни. Более того, без усталости и утомления невозможно дальнейшее совершенствование. Спортсмены, например, считают, что выносливость и

2.8. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ Очень часто мы, не жалея себя работаем без передышки, нагружаем себя домашними хлопотами. И совсем забываем о небольшом отдыхе. Для начала переутомление кажется нам незначительным, но в дальнейшем это очень серьезно сказывается на деятельности многих

Хроническое переутомление Хроническое переутомление, как правило, является результатом чрезмерной интеллектуальной нагрузки, ведь отдых – активный психический процесс, даже если речь идет об обычном ночном сне. Для того чтобы мозг переключился в режим сна, человеку

Стрессы, депрессии, переутомление Вещества, которые содержатся в имбирном корне, способствуют насыщению крови кислородом; они активизируют микроциркуляцию сосудов головного мозга, улучшают память, концентрацию внимания, заряжают бодростью. Благодаря этим свойствам

НЕРВНОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, БЕССОННИЦА Порошок из иссопаПринимать по 0,5 ч. ложки перед едой. Курс — длительный.Рецепт Авиценны (тонизирующее)В 1 стакан красного вина добавить на кончике ножа куркуму, прокипятить 5-10 мин, чтобы испарился алкоголь и выпить тёплым в несколько

60. Переутомление При средней степени утомления необходимо уменьшить количество повторений упражнений, амплитуду и скорость движений, а также общее время занятий.При признаках переутомления нужно временно прекратить занятия и посоветоваться с врачом. При резком

Переутомление Кому из нас не знакомо чувство хронической усталости, переутомления? Встаешь с утра, словно и не спал вовсе; глаза слипаются, голова болит, и совершенно нет сил начинать новый день!Мы привыкли думать, что такое состояние однажды пройдет само собой. Дескать,

Переутомление. «Весенняя усталость» • Очень важно включать топинамбур в рацион питания людей, которым приходится выполнять большие физические нагрузки, сопровождающиеся значительным потоотделением (спортсмены, физкультурники, бегуны-любители и др.).• В период

Переутомление. «Весенняя усталость» Принимать перекись внутрь нужно начиная с 1 капли на 2–3 ст. л. воды (30–50 мл) 3 раза в день за 30 мин до еды или через 1,5–2 часа после, ежедневно добавляя по одной капле до 10 капель на 10-й день. Сделать перерыв на 2–3 дня и принимать уже по 10

Переутомление Состояние переутомления возникает вследствие продолжительных физических или умственных нагрузок. У человека временно снижается работоспособность. Нередко как синоним переутомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия:

Переутомление Очевидно, если работа сказывается на сне, вы будете уставать. Но усталость усугубляют и другие физиологические факторы даже при нормальном сне. И хотя механизм пока недостаточно известен, усталость – один из наиболее распространенных симптомов, который

Переутомление — 2 ст. ложки соцветий ромашки на 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин., процедить, добавить 2 ст. ложки яблочного уксуса. Пить по 100 г 3 раза в день до еды.— Взять по 30 г листьев ежевики, малины и черной смородины; 1 ч. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, настаивать

Переутомление зрения Если вы замечаете, что у вас быстро устают глаза, когда вы читаете или смотрите телевизор, что яркий свет вызывает у вас слезотечение и другие неприятные ощущения, пейте по утрам разбавленный яблочный уксус с медом (добавлять нужно 2 ч. ложки меда).

Физическое переутомление — Для устранения усталости и повышения работоспособности во время тяжелой физической или умственной работы взять 1 ч. ложку корневищ родиолы розовой (золотого корня), залить 1 л воды, варить 7–10 мин., настаивать 40 мин., процедить, добавить 3 ст.

источник

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем, оно в то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50 %. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать.

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

Читайте также:  Усталость утомление переутомление пути их предупреждения и устранения

Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Рассмотрим состояние утомления и переутомления, как характерное нарушение функционального состояния учащихся, развивающегося в динамике учебного процесса.

Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее хроническое утомление, перерастающее в переутомление. Утомление можно рассматривать как индикатор переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой. Это состояние ограничивает нагрузку «сверху». Ограничением «снизу», т. е. недозагрузкой, служат нарушения школьниками дисциплины от безделья и невыполнение учебной программы.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости;
  • шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

  • нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
  • изменение почерка;
  • динамизм (кривляние) телодвижений;
  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
  • учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

  • появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
  • отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;
  • ухудшение внимания;
  • меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
  • переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся:

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);
  • повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
  • неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) – то, что называют плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);
  • воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике учителя, когда дети боятся пошевельнуться.

Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольного, физиологического восстановления организма после нагрузки уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

Одно из направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

Физкультурные минутки.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультурные минутки– кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15 – 20-я минута урока.
  • Двигательность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение следует отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

Учитель должен:

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

  • Гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

  • Дыхательную гимнастику.

Физкультурные паузы.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями и на уроках. Физкультурные паузы способствуют снятию утомления учащихся и состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 5-8 минут во время уроков. Комплекс упражнений для начальных классов, как правило, состоит из 2-3 упражнений.
По содержанию физкультурные паузы различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которое можно выполнять в положении «сидя», и в положении «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движение руками и пальцами и т.п. исходя из общей направленности комплекса, физкультурные паузы могут быть предназначены для:

  • Общего воздействия;
  • Улучшения мозгового кровообращения;
  • Снятие утомления с плечевого пояса и рук;
  • Снятие утомления с туловища и ног;
  • Снятие утомления с кистей рук.

Физкультурные паузы на уроке следует проводить с учетом содержания учебной деятельности при проявлении признаков утомления, чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Упражнения рекомендуется проводить в течение урока дважды: на 10 – 15 и на 25 – 35 минутах.
Гигиенические требования к физкультурным паузам:

  • Проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении;
  • Следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки;
  • Не допускать переутомления.

Физические упражнения можно выполнять сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы школьники не мешали друг другу. Каждое упражнение в комплексе повторяется 2-4 раза. Комплексы упражнений меняются один раз в 2 недели, так как их повторение утомляет.

Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем должны следовать упражнения на сосредоточенность внимания и активизацию определенной группы мышц, после чего следуют упражнения конкретной направленности в соответствии с очередностью урока, видом деятельности до физкультпаузы, с учетом дня недели, общего состояния учащихся, дневной динамики их работоспособности и др.

В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой – повышение готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройки функций на новый уровень деятельности и сокращения периода врабатывания. Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся через воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления.

Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.

Между уроками учащиеся могут выполнять упражнения самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.

Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся. Например. Класс разделить на 2-3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре «Кольцеброс»), вторая играет с обручами, третья – в скакалки и т. п.

Динамические (двигательные) перемены

Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго-третьего уроков.

Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2.1178 – 02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» дан примерный объем двигательной активности обучающихся.

Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого ни секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого, окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления.

Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителя, наличия простейшего инвентаря, помещения для проведения перемены.

Основные правила для организации двигательных перемен в школе.

  • Необходим учет возрастных особенностей детей;
  • Упражнения могут сопровождаться музыкой;
  • Место проведения готовят заблаговременно, оно должно соответствовать санитарным нормам;
  • Подвижные перемены проводят обычно после третьего урока в течении 15-20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
  • Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально;
  • Надо учитывать, что с 11 – 12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные;
  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Практика показывает, что правильное использование в учебном процессе физкультурных минуток, физкультурных пауз и двигательных перемен позволяет:

  • действенно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают стойко противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
  • стимулировать процессы роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма, на повышении его биологической надежности;
  • влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств младших школьников (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
  • повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
  • нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем, нивелировать и устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: